Обращаясь к насельникам монастыря, свт. Филарет делает важное замечание о духовном облике иноков: «Знаю правило, что христианину и монаху должно поступать искренно и правдиво». И первому и второму подобает приходить в храм Божий по совести и любви.
Святой иерарх рекомендует: «Чтобы предстоящие не осуждали отсутствующих, а изнемогшие от дневного дела в отдохновении своем помышляли, что и за них предстоят другие. – Бог да устроит полезное, с снисхождением к немощи, без утраты усердия».
Монах – это смиренный слуга Бога и людей. – «О каком величии говорите Вы между монахами? "Болий в вас да будет вам слуга" (Мф. 23:11). Куда же мы денем сие слово?» – вопрошает святитель. «Монаху надлежит думать о благочестии, а не об отличиях внешних. И если позволить думать о них – хорошо отличие данное, а не выпрошенное, как милостыня». Истинный монах – как истинный христианин – «в естественном характере своем находит то, что нужно исправить и что трудно переломить, прибегает к Богу, прося в сем помощи. И если не скоро дается помощь» – не унывает, «но продолжает ударять в двери милосердия», подвизается, «чтобы удерживать неблагоприятное движение сердца и воли».
В послушании должен действовать определенный духовный закон: не отказываться от послушания, но и не желать большего. Выбирать на послушание надо не просто желающих, «а знающих дело и имеющих силу понести труды и немощи немощных».
Нести череду служения должны все иноки, невзирая на их другие обязанности. Вот что наказывает святитель наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Афанасию: «Находящемуся в должности Лаврского эконома скажите, чтобы служил, и не редко. В Иверском о нем осталось мнение, как об охотнике бродить в город. В записке Вашей нашел я ризничего между неправящими череды. Почему? Я сего не заметил до сих пор в сей Лавре; и в другой сего нет. То же и об экономе. В Петербургской Лавре и эконом Академии правил череду». Даже несущие подвиг безмолвия призываются к сему же.
Трудолюбие всегда украшало и украшает монастыри и его нужно поддерживать «и по хозяйственным и по нравственным причинам». Только болезнь инока служит основанием к облегчению и даже освобождению от послушаний. «Если правильность и непрерывность лечения потребует иногда неслужения в праздник – примите сие в счет послушания, и правило врачебное исполните с точностью, имев уже опыт неудовлетворительных последствий от неточного исполнения», – пишет святитель архим. Антонию. И к нему же: «Бог да благословит и дарует быть всему благообразно и по чину, с послушанием и миром».
Свято исполненное послушание, как важная добродетель, отмечалась и по кончине монахов – их погребали в святой обители. – «Погребение в Лавре двум, помнится, монахам предоставил я, – сообщает святитель, – отнюдь не по уважению вклада, а по уважению того, что они при добром поведении несли с пользой для Лавры послушания, а священством по безграмотству не награждены, потому я и согласился оказать им благодарность, удовлетворяя их желанию местом погребения. Вклад же монаха по смерти – дело не великое: монаху надобно, не откладывая, отдавать излишнее Богу или бедным».
Рассуждает свт. Филарет и о лечении монахов: «До сих пор наша братия находили здоровье дома. Но если врач требует от больного путешествия за границу – пусть просьба будет рассмотрена. Бывало, монахи веровали и исцелялись, а болезнь терпели: особенно новоначальные не ходили в мир лечиться. Но если нужно, отпустите».
Святитель приветствует ревность иноков, хотя говорит и о соблюдении умеренности: «Ревности братии скита и увеличению молитвенного подвига радуюсь. Но по лености моей, рассуждая о других, забочусь, постоянна ли будет сия ревность, и не будут ли некоторые сперва принужденно идти за другими, а потом отставать? Мне сказывали, что в Саровской пустыне на великое правило немногие ходят; по моему мнению, лучше бы умеренное правило исполняли все, а ревнующие дополняли оное в кельях. Не надобно по лености делать меньше, нежели требуют; но не надобно делать и больше по произволу. В келье можно молиться сколько угодно – для церкви есть порядок более строгий. Как могут спросить: зачем не молятся? Так могут спросить: зачем молятся?». Келейное правило не столько надо увеличивать, «сколько внимательно исполнять». Ношение же вериг, хотя и под одеждой незаметно для других, зависит не только от самого подвижника, но и «от разрешения духовного отца его».
Для облегчения подвигов иноков в монастыре должны быть трудники. «Без людей что будет с монастырем? Надобно, чтобы нашлись на первый раз немногие, которые бы поусердствовали восстановить место».
Особое слово свт. Филарета об уединенном подвиге монаха – скитской, келейной, схимнической жизни. Допускать в пустынь следует «не поспешно и не многих». Сюда должны идти «не на пробу, а по твердому желанию». «Скит для уединения. Тех, которые желают посетить скит, надобно допускать с рассуждением, чтобы сие не было в рассеяние безмолствующим», – заключает церковный иерарх. «Да дарует Господь, чтобы пустынножитель утвердился в добром пребывании и безмолвии, и чтобы беседа с посещающими его скитянами споспешествовала взаимно успеху духовному».
«То же достоинство», какое имеет молитва в пещере, она может иметь в келье. И потому келья для инока имеет огромное значение. – «Не надобно ли вспомнить отеческое слово, что монахи вне кельи, а особенно вне монастыря, как рыбы вне воды, скоро умирают». Святитель призывает усилить «надзор, чтобы братия не оставалась поздно вне своей каждый кельи». Келью – не выбирать, «а надобно принять, какую дадут. Чем скромнее, тем полезнее».
Выводом к сказанному о монашестве служат пожелания святителя о спасительном служении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, чтобы обитель «была не изысканным устройством красна, но благоугодна Богу простотой и чистотой Божией, тихим и безмолвным житием».
Источник: К. Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления свт. Филарета Московского. М.: Ковчег, 2010. - С. 197-208.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра