Очередной экипаж космонавтов отправится в космос 27 марта 2015 года. В его составе – Геннадий Падалка, Михаил Корниенко и американский астронавт Скотт Келли. Недавно все они приезжали в Лавру, к преподобному Сергию, испрашивали его молитв, благословения, помощи. Потом, как обычно, состоялся молебен в Никоновском приделе Троицкого собора. Космонавты приложились ко всем святыням в Серапионовой палате, помолились в Успенском соборе, прошли кругом по Лавре… На орбите Геннадий Падалка будет находиться полгода, а Михаил Корниенко - год.
Традиция посещать Троице-Сергиеву Лавру, испрашивать благословения у Игумена земли Русской преподобного аввы Сергия началась в 2007 году. С тех пор практически все экипажи, российские и многие иностранные астронавты перед полетом приезжают в Лавру. И каждый просит помощи у преподобного Сергия, чтобы он умолил Матерь Божию, Господа и полет прошел удачно, чтобы помог выполнить поставленные перед космонавтами задачи. И, конечно, вернуться с Божией помощью обратно.
Встречает космонавтов в Лавре, служит молебен в Никоновском приделе Троицкого собора насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Иов (Талац). Он также является настоятелем храма в Звездном городке. Впервые отец Иов приехал в Звездный в 2003 году. И вот уже 12-й год духовно окормляет космонавтов, даже космическую подготовку проходил вместе с ними. Конечно, в ограниченном режиме.
Экипаж, который сейчас находится на орбите – Антон Шкаплеров, Саманта Кристофоретти и американский астронавт Терри Вертс тоже перед полетом посетили Троицкую Обитель. Отец Иов отслужил молебен, окропил святой водой, благословил их и дал в дорогу икону-складень. А на Рождество Христово в Королеве по прямой связи поздравили их с праздником. Лаврский хор-квартет прямо в ЦУПе исполнил для космонавтов, находящихся на орбите, рождественские песнопения и народные песни.
Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
игумен Иов (Талац)
Рассказывает отец Иов (Талац): «Как-то приезжал к нам в Лавру владыка Иерофей (Влахос), который написал книгу “Одна ночь в пустыне Святой Горы” про Иисусову молитву. Книга и у нас в Лавре продается, Лавра её издавала. Владыка Иерофей во время своего пребывания в нашем монастыре встретился с Наместником, владыкой Феогностом и космонавтом Валерием Григорьевичем Корзуном, который дважды был в космосе. Сидели, разговаривали, и владыка Иерофей сказал, что монахи в чем-то похожи на космонавтов, а космонавты чем-то похожи на монахов. Космонавты тянутся и стремятся к первому и ко второму небу - их корабли и станции находятся на втором небе. А монахи сразу устремляются на третье небо, в горний мир, в Царство Небесное. Поэтому сам факт устремления к небу делает их схожими, но космонавтам нужно не только летать на первом и втором небе, а надо свое сердце, чувства, помыслы и волю устремить еще дальше – к третьему небу. И это главная задача.
Но не всегда космонавты устремляются в Небо. Бывает, они летают на первом, на втором, а о третьем небе не думают. И задача православного пастыря – помыслы любого христианина, в том числе космонавта, направить на третье небо. Конечно, не стоит никого идеализировать, ни монахов, ни космонавтов. Монашество – это самое великое служение, которое есть на земле, во время которого человек уподобляется Богу. Антоний Великий, преподобный и богоносный отец наш Сергий, святитель Григорий Палама, святитель Николай, преподобный Серафим Саровский, Иов Почаевский, Иоанн Лествичник, Силуан Афонский - это великие отцы, величайшие гении человечества. Нет ничего выше такого служения! Но если монах живет нерадиво, то ряса его не спасет, она будет ему только в осуждение. Точно также и космонавт, если он не будет над собой трудиться, работать над своим сердцем, то в деле спасения души полеты в космос ему не помогут. И вернется он из космоса гордым, самолюбивым, надменным… А может измениться и увидеть премудрость Божию, запечатленную во вселенной.
Грешник не видит подлинной красоты мироздания, он видит ее искаженно, как будто в тусклом стекле. Его духовные очи закрыты. А когда очищается сердце, то открываются не только духовные очи, но и телесные, и человек начинает видеть удивительную красоту мира. Космонавт Геннадий Манаков, Герой Советского Союза, мне рассказывал: «Я был неверующим, но когда в открытом космосе увидел нашу планету на фоне звезд, солнца, луны, понял, что такая удивительная красота не могла появиться в результате хаоса и за миллионы, и за миллиарды лет, это мог только Господь сотворить…». И он стал верующим. Французская астронавтка Эньере Клоди точно также к Богу пришла. Валерий Григорьевич Корзун, российский космонавт, вспоминал: «Во время полета ночью просыпаюсь (ночь там, конечно, относительная, потому что 16 раз за сутки - ночь и 16 раз – день) и вижу - Эньере Клоди смотрит в иллюминатор. Подумал, что может, что-то случилось, подлетел: “Что случилось?” Она говорит: “Я смотрю в иллюминатор и чувствую полноту счастья!” Я в ответ: “А что такое счастье?” - “Я не знаю, но я это чувствую…”
Видимо, это примерно такое же чувство, о котором мы в патериках читаем, в житиях святых. Когда человек созерцал рай - апостол Павел, великие отцы - то у них была особая радость. Даже когда мы просто с духовным человеком разговариваем, рядом находимся, у нас тоже такая радость возникает, правда? Наполняет вдохновение какое-то. В мире Божественным Логосом запечатлена премудрость Божия. И когда человек вдруг, даже неосознанно, начинает видеть эту красоту, у него в душе разливается какой-то необыкновенный покой. Вот так же и мы с вами, может быть, до конца не осознавая, когда приезжаем в какое-нибудь красивое место, сердце останавливается от удивления и приходят слезы радости и хочется сказать: «Господи, за что же ты нас так любишь? Ты создал весь этот прекрасный мир для нас, а мы такие грешники, мы живем нерадиво, а Ты нас все равно терпишь и любишь, и каждому человеку желаешь спасения.
На фото справа налево:
Астронавт НАСА Челл Линдгрен, астронавт Японии Юи Кимия, космонавт России Олег Кононенко,
астронавт Италии Саманта Кристофоретти, Игумен Иов (Талац), астронавт НАСА Дэниел Бёрбанк,
космонавт России Антон Шкаплеров, астронавт НАСА Терри Вёртс.
Преподобный Сергий Радонежский всегда был покровителем и защитником Русской Земли. Как великий святой, он сопереживает всему человечеству и всем людям, кто к нему приходит, неважно даже кто, вне национальности. Мы знаем много случаев, когда он совершал чудеса, помогал, укреплял и благословлял не только православных, если они с верой приходили к мощам его. Преподобный Сергий, частица его честных мощей, первым из святых побывал в космосе, совершил Крестный ход над нашей Землей. Ковчег с частицей мощей Преподобного брал в полет Юрий Лончаков на полгода, дважды он с ним выходил в открытый космос. Сейчас Юрий Валентинович начальник Центра подготовки космонавтов. Он мне как-то сказал, что чувствовал на орбите живое присутствие преподобного Сергия, когда мощи были с ним и верил, что c Божией помощью все будет хорошо.
Конечно же, я очень тесно общаюсь не только с теми, кто сейчас летает, но и со “старым” отрядом космонавтов, которых хорошо знаю, и особенно с Владимиром Александровичем Джанибековым, Валентиной Владимировной Терешковой, с Алексеем Архиповичем Леоновым, Александром Степановичем Викторенко, - в общем-то, я их почти всех знаю. Конечно, с кем-то общаюсь больше, с кем-то меньше… Перед полетом ребята обязательно приезжают в Лавру. Когда возвращаются с орбиты, то снова едут к преподобному авве нашему Сергию. В храм Звездного городка часто приходят. Они летают в космос по нескольку раз в год, по два, по три, по четыре раза… Геннадий Иванович Падалка собирается лететь уже в пятый раз. Старт назначен на 27 марта, на день Ангела нашего Владыки Наместника, архиепископа Феогноста. Если он полетит, то у него суммарный налет в космосе будет около 900 суток.
Четыре раза я его провожал. Я их провожаю на Байконуре, потом встречаю в степях Казахстана, около Аркалыка или Караганды, или еще где, когда они возвращаются.
Недавно меня официально назначили советником начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина по духовному окормлению космонавтов и сотрудников Центра, даже кабинет готовят отдельный. Это чудо Божие, никто не мог ожидать, что такое возможно. Но конечно, это не самое главное. Главное, чтобы космонавты наши были верующими… Ведь человек может и в храм ходить, и даже в космос полететь, а так ничему и не научиться. Полет в космос – это шанс, который дает Господь человеку, чтобы он увидел Божию премудрость и еще больше стал прославлять Творца своими делами. Но он может полететь - и как слепой, ничего не увидеть и ничего не узнать… Вспомним, у Достоевского, в “Братьях Карамазовых” – дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердце человека. Бог не принуждает, важна воля человека: «Сыне, даждь Ми сердце твое…». И каждый человек должен сам сказать: “Господи, я с Тобой”. Духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) всегда говорил, что в Царство Небесное нельзя занести на руках человека. Плечо подставить можно, но каждый сам должен прийти, хоть на коленках, хоть на ножках, но сам.
В год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия все экипажи, которые в этот год летали – а их было четыре – имели иконы преподобного Сергия. Они поздравляли россиян с этим праздником с орбиты, запись даже есть такая. Максим Сураев, Александр Скворцов, Олег Артемьев 18 июля 2014 года на орбите праздновали юбилей Преподобного. Мне подарили фотографию с орбиты. На ней видны крест – благословение Патриарха Алексий II, икона Матери Божией Казанская, которой космонавтов благословил в полет Патриарх Кирилл и иконы, многие, преподобного Сергия Радонежского. Эти святыни всегда рядом с ними».
Геннадий Иванович Падалка, космонавт,
Герой Российской Федерации
Геннадий Падалка поделился своими впечатлениями от посещения Лавры:
«Первый раз с отцом Иовом я познакомился в 2004 году. И с тех пор, как батюшка стал нашим наставником в отряде, приезжаю в Лавру… Я приезжал перед полетом в 2009 году, в 2012-м и сегодня третий мой приезд - перед пятым полетом. Благословение преподобного Сергия получить, вот и Наместника Лавры архиепископа Феогноста сегодня встретили, очень добрый для нас знак… Мы приехали, чтобы набраться духовных сил на предстоящую нам работу. Это не только традиция, но и зов души. Никто никого не неволит, все ребята с большим удовольствием приезжают, потому что эта поездка дает силы, крепость духа… Вот Миша улетает на год, он четыре экспедиции будет летать (с 43 по 46-ю, с марта по март). А я на полгода. Нам предстоит большая исследовательская работа».
За годы работы в отряде космонавтов все подружились, стали одной семьей. А покровителем, молитвенником и заступником этой поистине вселенской семьи космонавтов стал преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский.
Пресс-служба Лавры
23 марта 2015