Задолго до образования Сергиева Посада в Троице-Сергиевой Лавре сложились многообразные художественные традиции. Корни их — в древнерусском искусстве, не только изобразительном, но также и певческом. Троицкий монастырь издавна был одним из крупных певческих центров Московской Руси, славился певцами, головщиками, уставщиками, упоминаемыми в рукописных певческих сборниках.
Записи напевов Лавры в конце XIX века осуществил архимандрит Аарон. Заметный след оставила деятельность другого лаврского регента — иеромонаха Нафанаила (Бочкало). Его своеобразные гармонизации монастырских напевов и поныне звучат в исполнении лаврского хора, руководимого архимандритом Матфеем (Мормылем).
В Лавре, до ее закрытия, обучали пению мальчиков. Как и в Московском Синодальном хоре, в главном хоре Лавры звучала группа детских голосов (дисканты и альты). Из этой группы вышел известный ныне регент Николай Матвеев.
В стенах Лавры, как и теперь, находилась Московская духовная академия. Студенты пели в церковном хоре, изучали церковное пение по Обиходу, но примечательно, что в академии поддерживался интерес к классической музыке — там нередко музицировали, на музыкальных вечерах исполняли народные песни, романсы на стихи русских поэтов.
После закрытия Лавры в 1920 году монастырское пение все же сохранялось в Пятницкой церкви, куда перешли монахи, оставленные для охраны музея, созданного на территории Лавры. В приходских храмах Рождественском, Петропавловском, Вознесенском, Ильинском, Никольском, Всехсвятском (на Кокуевском кладбище) пели смешанные хоры любителей церковного пения. Небольшими церковными хорами управляли бывший регент Лавры Рожков, Зубачевский, Цветков*, Матвеев, Плющёв, Маслов. Закрытие храмов привело к упразднению церковных хоров. К началу 1940-х годов остался только один храм — Ильинский, где сформировался прекрасный хор, руководимый Н.В. Матвеевым. Позже он перешел в Покровский храм в Тарасовке, а с 1950-х годов поет в московском Преображенском храме на Б. Ордынке.
Давние певческие традиции Сергиева Посада, казалось, угасали, новые — только нарождались. Найденные в доме Цветковых документы — распоряжения Сергиевского уездного Отдела народного образования — подтверждают создание в Посаде в 1920-е годы музыкальной школы, где обучали пению, игре на скрипке и фортепиано. Однако положение школы, обеспечение ее музыкальными инструментами находилось в бедственном состоянии. Президиум Исполнительного Комитета Сергиево-Посадского районного Совдепа 14 января I 1920 года удовлетворил ходатайство музыкальной школы о передаче органа (очевидно, фисгармонии) из бывшей Вифанской духовной семинарии и постановил: «Орган предоставить 1 Сергиевской музыкальной школе» (выписка из протокола заседания Президиума Исполнительного Комитета выдана ' 27 апреля 1920 г., № 1886).
18 мая 1922 года Отдел народного образования потребовал «в двухдневный срок представить опись инвентаря музыкальной школы». Требование это 26 мая подтвердил президиум Исполкома, но, по-видимому, и в 1922 году школа не располагала необходимым инструментарием, что и вызвало отрицательную оценку ее материального положения. Об этом свидетельствует справка, выданная Сергиевским уездным Отделом народного образования Совету Сергиевской музыкальной школы (10 июня 1922 г.):
«По поводу музыкального вечера мая с. г., на котором воспитанники младших групп и старших продемонстрировали номера (так и сказано в документе. — С. Т.) рояля, скрипки и сольного пения, считаю долгом констатировать, что исполнение этих номеров позволяет считать подготовку учащихся данной школы удовлетворительной, тем более, если принять во внимание катастрофическое материальное положение школы в истекшем году. Завед. Усоцвосом...».
Несмотря на материальные трудности, школа успешно осуществляла учебные и просветительские задачи. Силами преподавателей и учащихся проводились концерты в помещении школы и вне ее. Об одном из прослушиваний программы концерта сохранилась памятная запись в семейном архиве П.А. Флоренского:
«В воскресенье слушал в гимназии Цветковой репетицию концерта; певица исполнила "Серенаду" и "Форель" Шуберта. Это мне остро напомнило детство мое (1920.VI. Четверг)». Краткая запись П. А. Флоренского отчасти дает представление о классическом репертуаре концертов и позволяет сделать предположение о том, что Сергиевская музыкальная школа находилась в том же доме, что и «гимназия» Цветновой, после 1917 года преобразованная в начальную школу. Именно в эту школу ходил по Вифанке Никита Фаворский и его друг Вадим Рекст (о чем писал он в своих воспоминаниях).
«Гимназия» и музыкальная школа в доме В.П. Цветковой могли быть притягательным центром встреч любителей пения, деятелей культуры, поселившихся в Сергиевом Посаде.
В небольшом уездном городке, каким был Сергиев Посад в начале века, традиции художественной культуры, естественно, были связаны прежде всего с Лаврой и духовной академией. Но когда упразднили монастырь — Посад оставался еще некоторое время средоточием выдающихся представителей русской культуры, и это именно определяло направленность его художественных интересов, высокий уровень культуры дома, семьи, родственной «усадебной культуре» XIX века.
Общение местных деятелей культуры, приезды художников, писателей, музыкантов — вспомним имена Нестерова, Юона, Танеева, Дурылина, Шергина, Архангельского, Василенко, да и кто в Посаде тогда не был! — длительное пребывание в нем П.А. Флоренского, В.А. Фаворского, М.М. Пришвина, Ю.А. Олсуфьева, М.В. Боскина, братьев Соколовых, Анатолия Александрова, М.В. Шика, влечение к Сергиеву Посаду В.В. Розанова, С.Н. Булгакова и многих других, кто, приезжая в Лавру, посещал и тех, кто обрел в Посаде новое «гнездо» (Голицыны, Трубецкие, Олсуфьевы, Раевские, Мансуровы, Гончаровы) — уже само по себе свидетельствует о сложившемся здесь прочном укладе замкнутой семейной жизни и особом мире интеллектуальных интересов, где переплетались древность и современность, исконные традиции и поиски нового, народное и аристократическое, — говорит о единственности этого мира в условиях подмосковного Посада. Создание музыкальной школы в те переломные годы отвечало запросам и культурным потребностям той части жителей Сергиева Посада, где не исчезли еще традиции воспитания, неотделимые от семейного музицирования, от наполнения жизни с юности живительными соками классической музыки и русской песенности.
Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., Прогресс-Плеяда, 2005.
ПРИМЕЧАНИЕ
* Скорее всего, имеется в виду Цветков Анатолий Николаевич (годы жизни не установлены). Другим регентом, носившим фамилию Цветков, является Павел Васильевич (ум. в 1911 г.), навряд ли имевший отношение к Сергиеву Посаду (примеч. сост.).
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра