На уникальной исторической фотографии конца XIX в. запечатлены расположенные в алтарной части Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры за иконостасом деревянные расписные хоры (балкон) в виде 3-хярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.
Хоры были устроены с целью обеспечения свободного доступа к верхнему, алтарному клиросу (месту для певчих) и к иконам высокого иконостаса. Об этом мы находим сведения у знаменитого историка Е. Е. Голубинского: «В алтаре вдоль иконостаса, поверх дверей, устроены, подобно тому как в Московском Успенском соборе и некоторых других больших старых, сохраняющих старые, ХVIII в., иконостасы, например в Московском Донском монастыре, соборе г. Смоленска и др. церквах, три ряда или яруса хоров (галерей). На хорах этих поют певчие в праздник Успения Божией Матери. Причем для того, чтобы пение слышно было в церкви, вынимаются из верхнего ряда иконостаса несколько икон. Назначение этих хоров есть то, чтобы в случае нужды и по мере нужды вынимать с них иконы из иконостаса и чтобы вообще при помощи их содержать в опрятности сей последний».
Многоярусные хоровые галереи Успенского собора являются редчайшим из сохранившихся образцов орнаментальной росписи по дереву эпохи позднего русского Средневековья, характерной для Московского региона. В настоящее время данные приспособления не используются по назначению.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра