Небольшие келейные и домовые иконы в драгоценных окладах составляют значительную часть коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника. Ранее они входили в состав ризницы Троице-Сергиева монастыря. Сохранилась значительная группа икон с наименованиями – «келейные», «моленные» или «моление старца». Такие иконы оставались в обители после смерти их владельцев или жертвовались. Как правило, это иконы размером «в пядь» – «большие», «малые» или «продолговатые» пя́дницы – с изображением Богоматери, Спаса, святых. На иконных полях часто помешали изображения так называемых «приписных» святых – Сергия и Никона Радонежских, патрональных святых владельца. По-видимому, это были самые первые иконы в обители.
Прп. Сергий Радонежский. Мастерские Троице-Сергиевой Лавры. XVII в.
Как известно, строгая монашеская практика восточного христианства предписывала уединенную молитву в определенные часы суток. Это предполагало наличие келейных образов, т.е. икон, которые находились в иноческих кельях. Если церковная молитва иноков была по преимуществу посвящена прошению о спасении мира, то в келейной молитве преобладала забота о спасении собственной души.
Документы XVII в. свидетельствуют о том, что некоторые старцы Троицкого монастыря имели не одно, а два и более иконных изображений. Монастырский устав указывал способы содержания келейного иконостаса (т.е. нескольких икон вместе): «Каждый брат должен иметь в своей келлии иконостас и кадитъ его, а кто не может, тот пусть совершает установленный канон перед крестом и кадит по крайней мере один раз в день».
Вторую группу окладных икон-пядниц составляют иконы домовые. Их привозили в Троице-Сергиев монастырь на гробах умерших или по их духовным завещаниям. В ризничном собрании хранилось самое значительное число ранних домовых икон. Подобные иконы сопровождали усопших при выносе в церковь для отпевания, а на кладбище – для погребения, иногда иконы осеняли надгробия. Известно также, что приносные или подносные, поставные иконы ставились на святительских, княжеских и царских надгробиях. Общего обычая погребать иконы с умершими не было, однако частные случаи такой практики были. Что же касается Троицкого монастыря, то иконы, приносимые на гробах умерших, после совершения панихиды и погребения оставались в монастыре и хранились в иконостасе, на стенах и столбах монастырских храмов.
Среди подносных икон в монастырском собрании хранились также иконы родимые, или мерные. Такого рода иконы «в меру возраста» с изображением тезоименитых святых заказывались в связи с рождением в семье младенца. Ими благословляли на брак, а впоследствии ставили над гробницами.
Обычай поставления в храмах собственных домовых икон имеет в восточнохристианской практике глубокие традиции. Собственно, именно с частных икон была начата практика внесения икон в церкви (до своего появления в храмах иконы, сделавшиеся предметом общественного чествования и поклонения, выставлялись на общественных площадях, улицах, путях или дорогах, над входами в церкви или жилища). Кроме того, находящиеся в храме иконы, настенные и настолпные, могли быть частными иконами прихожан, отдельных лиц или даже целых селений. Судя по сохранившимся документам, в Троицком монастыре практика поставления домовых икон в храме была хорошо известна и со временем получила достаточно широкое распространение.
Прп. Сергий Радонежский. 2-я пол. XVI в. СПМЗ
Еще один вид моленных икон – иконы обетные, то есть заказанные в связи с определенными событиями, по обету (слав. «обет» – обещание, завет). В монастырской ризнице, по-видимому, таких икон хранилось немало. Например, в иконе «Свт. Николай с избранными святыми» особое место занимают изображения патрональных (тезоименитых, покровительствующих) святых семьи царя Федора Иоанновича – Феодора Стратилата, мц. Ирины, мц. Феодосии. Предполагают, что икона была написана в связи с рождением в 1592 г. в царской семье долгожданного ребенка – дочери Феодосии (Феодо́сия в пер. с греч. – «Богом данная»).
Исключительное место среди моленных образов занимали иконы чудотворные, «преимущественно ознаменованные чудесами и, по вере молящихся, чудодействующие». В собрании ризницы хранились иконы, которые создавались по заказу царя или в связи с какими-либо важными событиями. В собрании музея такими иконами являются две: средник складня (триптиха) «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» и «Прп. Сергий Радонежский с житием», написанные монастырским келарем Евстафием Головкиным на досках от раки прп. Сергия. Первая из них одновременно или вскоре после создания была дополнена двумя створами с изображениями архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Предтечи и свт. Николая. Впоследствии икона-складень сопровождала русских царей и полководцев во время военных походов. Монастырские власти этой чудотворной иконой благословляли русское войско на битвы. Вторая икона создавалась по приказу царя Федора Иоанновича и царицы Ирины с молитвой «о ихъ црскомъ многолетном здравие и о ихъ царскомъ благородном чадородии».
Богоматерь «Перивлепта». Византия, 2-я пол. XIV в. СПМЗ
По сведениям наиболее раннего из сохранившихся перечней монастырского имущества – Описи 1641 г., подавляющая часть окладных пядничных икон в монастыре находилась в иконостасе, на столбах и на стенах Троицкого собора, у гробницы прп. Сергия. В Троицком соборе они были расположены повсеместно и необычайно многообразно – горизонтальными и вертикальными рядами, отдельными группами, в специальных киотах и без них, заполняя собой все пространство храма.
В местном ряду иконостаса, около раки прп. Сергия, находились его келейные иконы. Иконы располагались справа от местного храмового образа «Спас на престоле» одна под другой, они имели серебряные золоченые оклады с прикладами и подвесными пеленами. Над келейными иконами Сергия был помещен образ Божией Матери «Умиление», также в серебряном золоченом басменном окладе с подвесной пеленой.
При описании Троицкого собора Опись 1641 г. называет еще несколько икон, ранее принадлежавших монастырской братии. Так, около северных дверей «в углу в киоте» под иконой греческого письма образ Богородицы «Перивлепта» помещался «Образ чюдотворца Сергия з деянием, оклад и венцы, и цата серебряные чеканные золочены... строен етот образ келаря старца Еустафья Головкина».
Составляя важную часть сакрального пространства храма, келейные и домовые иконы создавали зримые, конкретные ориентиры для трансформации иноческого келейного правила или приватной домашней молитвы в общую церковную поминальную молитву.
Л.М. Воронцова
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II междунар. конференции / Сост.: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. – СП: Весь Сергиев Посад, 2002. С. 436-448.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра