«Игумен земли русской» в церковной литературе и народном творчестве
Государственный литературный музей представляет выставку, посвящённую 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.
Стоит напомнить, что точная дата рождения русского святого доподлинно не известна. Прямых указаний на неё не было уже в первом источнике биографических сведений – в житии святого, написанном учеником, Епифанием Премудрым. Витиеватая формулировка, которой тот описал год рождения, позволяет предполагать период в несколько лет, начиная с 1313 года. Подвергались интерпретациям и другие факты из жизни Сергия Радонежского. Экспозиция даёт возможность ознакомиться с житиями святого, написанными разными авторами в разные века.
С десяток текстов – жития без автора, пространное описание жизни Сергия Радонежского от Епифания Премудрого, краткое житие святого, написанное Пахомием Логофетом. Дань преподобному отдала даже Екатерина Великая.
«Интересно их сравнить, потому что то, о чем не пишет один, говорит другой», – отмечает куратор выставки Дарья Спевякина.
Отдельный стенд посвящен пешим богомольным походам. Сергий Радонежский стоял у истоков этой явления на Руси.
«Возникла традиция такая, человек давал обет хотя бы раз побывать в монастыре преподобного Сергия пешком, почувствовав на себе тяготы пути, – говорит Дарья Спевякина. – Из Москвы дорога иногда занимала три дня».
У Сергия Радонежского было много духовных последователей – Кирилл Белозерский, Никон Радонежский, Дионисий Суздальский. Изображения некоторых можно увидеть на выставке.
«Те гравюры, которые в центре находятся, привлекают к себе внимание, – отмечает Дарья Спевякина. – Преподобный Сергий Радонежский создал духовную школу, духовную традицию».
Сергий Радонежский воспитал около сорока учеников, которые впоследствии создавали монастыри в Северо-Восточной Руси. Обители, которую основал сам Сергий – знаменитой Троице-Сергиевой Лавре посвящен отдельный стенд. Пустынь, заложенная Преподобным, уже при его учениках превратилась в один из главных православных монастырей.
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.