У одного современного церковного публициста в одной из его статей есть такая интересная мысль. Он говорит, что не так давно одного американского протестантского богослова и христианина спросили о том, как он думает, какую он мог бы высказать мысль, которая могла бы в настоящее время быть самой опасной для жизни человека на земле и которая могла бы перевернуть всю жизнь человека. И вот интересно, что этот протестант, живущий в Америке, который себя искренне считает христианином, сказал, что единственная, по его мнению, мысль, которая может перевернуть всю жизнь любого человека, - это факт воскресения Господа нашего Иисуса Христа. «Потому что, - сказал он, - если человек действительно признает этот факт, это чудесное событие, то дальше из него он неизбежно должен сделать такие выводы, которые бы перевернули и изменили всю его жизнь».
Эта мысль христианина, хотя и протестанта, кажется очень замечательной по своей яркости. Потому что это действительно так. Все мы, кто называет себя христианами, и даже не только православные христиане, но и христиане других конфессий, все мы исповедуем действительность и реальность этого факта. Когда человек его принимает своим сердцем и своей душою, он действительно способен в корне изменить свою жизнь, перевернуть ее и начать жить совершенно по-новому. Но мы с вами, православные христиане, живущие в России, не только исповедуем веру в Воскресение Христово и веру в личность Самого Господа нашего Иисуса Христа, мы с вами исповедуем также, что мы православные, что принадлежим древнейшей и истинной христианской традиции.
У нас может возникнуть вопрос. Мы, живущие церковной жизнью, старающиеся исполнять то, что нам заповедует Церковь Православная, каким образом можем и должны ли поменять свою жизнь, если мы действительно верим и исповедуем факт Воскресения Христова? Здесь, наверное, нужно заметить, что христиане, живущие в разные времена и в разных странах, имеют несколько разные задачи. Поэтому, конечно, нельзя с одной меркой подходить к каждому из тех, кто себя именует христианином даже и православным. Можно заметить также и то, что сама жизнь нашей Православной Церкви от ее основания, со дня Святой Пятидесятницы, со дня сошествия Святого Духа на апостолов, есть постоянное и очень глубокое изменение окружающего мира человека, его мировоззрения, общества и его ценностей и культур. Эти изменения, которые накапливались и совершались уже больше двух тысяч лет, являются в каком-то смысле ответом церковных православных людей на эту мысль, как же мы должны себя менять.
Получается, что православные себя меняли и меняют. Но, отвечая таким образом на эту мысль, мы можем здесь впасть в другую крайность, потому что тогда получается, что за нас как будто бы всё уже сделало предшествующее поколение православных христиан. И нам только остается катиться по инерции и прилагать совсем небольшие усилия, как поезду, которому, когда он идет на большой скорости, требуется совсем небольшая мощность двигателя, чтобы эту скорость поддерживать.
На самом деле это не так, потому что, несмотря на такие глубокие изменения, которое принесло христианство и православие, прежде всего, в жизнь человека за две тысячи лет, пред нами, перед каждым из нас, стоит всё равно одна и та же очень глубокая задача внутреннего изменения. И в чем же эта задача заключается? Она заключается в том, чтобы в каждом из нас изобразился Христос.
Интересна сама мысль о том, чтобы Христос жил среди нас. Мы, хотя и слушаем слова, исходящие от людей, но та цель, к которой мы должны стремиться, слушая эти слова, заключается именно в том, чтобы нам следовать за Христом и подражать Христу, и чтобы в каждом из нас Христос изобразился так, как Он сияет на иконе в храме. Чтобы Он действительно был для нас внутренним примером и образцом во всех ситуациях нашей жизни. Если же в нас Христос не изображается, то и Благодать Святого Духа мы по-настоящему не стяжали, и Она в нас по-настоящему не действует.
Сегодня Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери «Скоропослушница», прославившейся многими чудесами. Списки с этого образа очень почитаемы были в XIX веке на Руси. У нас в Лавре также есть список этого образа, который находится в Никоновском приделе. На нем написано, что это копия афонского образа. Известно, что от этого образа исцелялись люди, страдающие недугом беснования, то есть люди, по отношению к которым уже любые медицинские человеческие средства были бессильны.
Притекая с мольбами к образу Божией Матери и просьбами о помощи, мы должны также подумать о том, какую глубину христианской жизни дает нам православие, ту самую глубину Благодати Святого Духа, которой нет в других конфессиях, исповедующих христианство. Только православные ее имеют, потому что только в Православной Церкви, в православном исповедании Благодать Святого Духа сохранилась неповрежденной, непресеченной, такой же, какой она была тогда, когда Господь излил Своего Святого Духа на апостолов и учеников Своих.
Сегодня мы должны молиться не только о наших земных нуждах, но и просить Матерь Божию помочь нам в главном христианском делании - чтобы в нас изобразился Господь и Бог наш Иисус Христос.
Иеромонах Филипп (Неседов), 22.11.2013
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра