В одном из псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: «Благословиши венец лета благости Твоея» (Пс. 64, 12). «Венец лета» означает круг года. Эта глубокая мысль псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует богослужение своим суточным, недельным и годовым кругами чинопоследований. Данное изречение псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год.
Новый год – это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками, днями памяти святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета есть начало православного месяцеслова. Начало времени положил Сам Бог, пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый мир. С этого момента начался отсчет времени.
Византийская эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта. Первым двунадесятым праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна...». В конце XV в. Новый год был перенесен на первое сентября. И поныне ежегодно в этот день в православных храмах творится служба Новому лету, возносятся молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем году. В песнопениях службы на этот день говорится: «Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый, благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны, и верныя люди силою Твоею возвесели, победы дая на супостаты, Богородицы ради даруя миру велию милость». Испрашивая у Бога милости, верующие приносят Творцу свои подвиги и добродетели: «Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе». Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы должны возродить значение церковного Нового года.
Когда же заканчивался 1699 г., царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января. Так появился у нас гражданский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 г. – Григорианский, то наш гражданский год «запаздывал». «Догнали» мы Запад только после революции. В результате этого православное Рождество Христово оказалось после праздника гражданского Нового года. Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия (+ 290).
Среди верующих появилось тогда такое понятие, как «старый Новый год», когда вместо «советского» Нового года он праздновался тринадцать дней спустя. Понятие «старый Новый год» звучит примерно как «холодный горячий чай». Встает вопрос: каково должно быть отношение верующего человека к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем остальным гражданским праздникам, которые не дублируются по старому стилю. Гражданский Новый год – это наследие Петровской эпохи. Отношение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверующим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий – чтобы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важность молитвы в жизни христиан и всего общества.
Можно говорить о трех видах почитания святых. Первое – это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных покровителей. Мы чтим также святых, в дни памяти которых совершались знаменательные события нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства. «Усердное празднование» Нового года в день его памяти является своего рода антипразднованием. Таким образом, вместо того чтобы молиться святому об избавлении от широко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь.
Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает – они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год – это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем предназначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом, – ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к вечности.
Источник: Макарий (Веретенников), архим. Заметки о православной вере. – СПб.: Русская симфония, 2009.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра