Преподобный Дионисий Радонежский - видный церковный деятель, автор патриотических воззваний, подвижник времен осады Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1608-1610 гг.
По настоянию родителей Давид женился и стал священником при Богоявленском храме одного из владений Успенского Старицкого мужского монастыря. В 1601–1602 годах после смерти жены Вассы и детей отец Давид принял постриг в Старицком монастыре с именем Дионисий. Здесь он вскоре стал казначеем, а затем на два с лишним года – архимандритом. При нем в обитель был сослан низложенный патриарх Иов. Но вопреки инструкциям Лжедмитрия I Дионисий оказал ему теплый прием.
Во время осады Москвы войсками Лжедмитрия II Дионисий находился в Москве и стал одним из ближайших помощников патриарха Ермогена. Даже память этих подвижников Православная Церковь празднует в один день – 25 мая.
В феврале 1610 года, через месяц после снятия осады Троице-Сергиева монастыря, Дионисий стал его архимандритом. В сентябре того же года патриарх Ермоген сделал вклад в Троицкую обитель – 100 рублей. Для того времени сумма значительная.
Новому настоятелю пришлось нелегко. После снятия осады в монастыре и его окрестностях в то время сотни больных и раненых умирали от голода и болезней. Дионисий не мог оставить их на произвол судьбы и выделил часть монастырской казны на строительство дома призрения в Служней слободе и в Клементьеве. Специальные приставы собирали и свозили туда больных и нуждавшихся, кормили, одевали. Монастырь оплачивал услуги врачей, поваров, прачек. Священники причащали умирающих, отпевали и погребали. «Я помню,— говорит один из участников, Иван ключарь,— как в один день похоронили 860 человек в Клементьеве селе, кроме других мест, а по смете в течение тридцати недель погребли более 3000; случалось по десяти и пятнадцати трупов зарывали в одну могилу».
Преподобный Дионисий Радонежский.
Фрагмент иконы из ризницы Троице-Сергиевой Лавры
В конце 1611 года началось восстание против захвативших Москву польско-литовских интервентов. Для усиления собиравшихся под Москвой войск Первого ополчения Троице-Сергиев монастырь послал туда 50 монастырских слуг и 200 стрельцов. Приходившим в монастырь раненым «из-под Москвы, и из Переяславля, и из дорог всяких» по предложению архимандрита троицкие иноки передавали запасы ржаной и пшеничной муки и кваса. Архимандрит говорил братии: «Видим все, что Москва в осаде, а литовские люди рассыпались по земле, что у нас ни есть хлеба ржаного и пшеницы и квасов в погребе,— все отдадим раненым людям, а сами будем есть хлеб овсяной; и без кваса, с одной водой не умрем».
Архимандрит посадил у себя в келье писцов и велел им делать списки с грамот с призывом к соотечественникам объединяться на борьбу с врагом. Грамоты были разосланы в Казань, Новгород, Вологду, Пермь и другие города. Архимандрит Дионисий призывал народ не прельщаться «на воровские заводы» и не присягать «псковскому вору» Лжедмитрию III. Его послушались тогда южные и западные города, а один из главных руководителей Первого ополчения, князь Дмитрий Трубецкой прислал в монастырь своих послов, предлагая обители способствовать соединению сил Первого и Второго ополчений.
Медная плита у гроба прп. Дионисия Радонежского
Обитель дважды посылала к князю Дмитрию Пожарскому в Ярославль старцев, побуждая его скорее идти с войском под Москву. Наконец, 14 августа 1612 года в обители принимали идущее к Москве войско Второго ополчения. Когда настоятель с братией вышел провожать войско в поход, поднялся сильный встречный ветер. Это было воспринято как дурной знак. Но после того как архимандрит благословил ратников и окропил их святой водой, ветер переменился, а с ним переменилось и настроение войска.
Оба Дмитрия – Пожарский и Трубецкой – с тех пор относились к преподобному Дионисию с огромным уважением и позднее дали Троицкому монастырю ряд богатых вкладов. Князь Трубецкой был похоронен в обители в 1625 году.
При освобождении Москвы 27 ноября 1612 года преподобный Дионисий совершил молебен на Лобном месте перед вступившим в столицу русским войском. 26 апреля 1613 года преподобный принимал в Троицкой обители ехавшего в Москву Михаила Феодоровича, а 11 июля участвовал в его венчании на царство. В 1616 году царь подарил обители золотое кадило, украшенное драгоценными камнями, воздухи и покровы и пожаловал Троицкой обители «городок Радонеж со всякими угодьи».
По окончании смуты в Москве был восстановлен печатный двор и предпринято издание церковного требника. Архимандриту Дионисию было поручено провести исправления старого издания. В помощь ему царь дал ученых троицких старцев Антония (Крылова), Арсения Глухого, Иоанна Наседку. Работа длилась полтора года. Книжники также исправили Триодь Цветную, Октоих, Общую и месячные Минеи. Многие из предложенных ими поправок вошли в московские издания XVII века.
Работа Дионисия и его помощников была представлена на церковном Соборе 1618 года. Тогда против них выступила группа троицких монахов во главе с влиятельными старцами: уставщиком Филаретом, головщиком Лонгином и ризничим Маркеллом. Они обвинили своего настоятеля в том, что он «во многих книгах выскребал, и вырезал, и писал во том месте по своему произволу». Собор постановил Дионисию и Иоанну Наседке запретить служить, а старцев Арсения и Антония лишить причастия. Всех четверых ждала ссылка. Местом заточения архимандрита Дионисия стал Московский Новоспасский монастырь.
К счастью, ссылка длилась недолго. Царь заключил перемирие с поляками в Деулине. Последовал размен пленных. Отец царя, митрополит Филарет был возведен в сан Патриарха Московского. Он знал Дионисия и через семь дней после своего посвящения принялся разбирать его дело вместе с находившимся в это время в Москве иерусалимским патриархом Феофаном. Голос восточного патриарха считался авторитетом на Руси в подобных вопросах. Дионисия оправдали, Арсений Глухой и Антоний (Крылов) стали справщиками Московского Печатного двора, а Иоанн Наседка — священником придворного Благовещенского собора.
Архимандрит Дионисий вернулся в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре обитель посетил патриарх Феофан. По свидетельству Иоанна Наседки, он снял клобук и, преклонившись им к раке прп. Сергия, возложил клобук на голову Дионисия — «да будеши первый старейшинства над иноки многими по нашему благословению».
Наконец-то настоятель смог заняться в обители хозяйственными вопросами. По его благословению, в 1621 году к старой трапезной палате была пристроена каменная церковь во имя преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 году была разобрана, а затем вновь выстроена церковь над гробом преподобного Никона, освященная 21 сентября 1624 года, в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви. В 1621 году были «подписаны киоты верхние над алтарем» Успенского собора, в 1625 году здесь обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, праздников и пророков. В троицких придельных церквах медные и оловянные богослужебные сосуды были заменены серебряными, для изготовления новой утвари Дионисий «серебра своего прикладывал». Возводились в монастыре и хозяйственные постройки: в 1624 году были построены кирпичные палаты «у келарской» и кирпичные кузницы, в 1628–1629 годах после пожара восстанавливались братские кельи.
По свидетельству Симона (Азарьина), преподобный Дионисий обратил внимание на хранившиеся в обители полузабытые рукописи переводов и сочинений преподобного Максима Грека. Его могилу у Духовской церкви тоже привели в порядок. В 20-х годах XVII века монахи начали собирать и переписывать произведения преподобного Максима, тогда было составлено Троицкое собрание его сочинений.
По воспоминаниям Симона (Азарьина) и Иоанна Наседки, архимандрит Дионисий был кроток по отношению к братии, действовал не приказом, а убеждением, о проступках беседовал с виновными наедине. Преподобный Дионисий старался подавать братии пример: первым приходил в храм к Богослужению и наравне со всеми участвовал в полевых работах. В келье настоятель жил вместе с несколькими учениками. Помимо правила, он ежедневно читал псалтирь и каноны праздникам, клал многочисленные поклоны.
До последнего дня, несмотря на болезнь, Дионисий совершал богослужение. Перед кончиной он просил постричь его в великую схиму и во время совершения обряда скончался. Точная дата смерти преподобного в Житии не указана. Отпевание архимандрита совершил в Москве сам патриарх Филарет. Затем останки Дионисия были перевезены в Троицкую обитель и захоронены у юго-западного притвора Троицкого собора.
Почитание преподобного Дионисия в Троице-Сергиевом монастыре и в Тверском крае установилось сразу после его кончины. Московский митрополит Филарет (Дроздов) установил «править молебен» по Дионисию в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры 5 мая. В Лавре память святого совершалась 25 мая. Сейчас мощи преподобного Дионисия почивают под спудом в Серапионовой палате.
Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра