Фотография А. Джуса «Крестный ход на Пасху. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Успенский собор» стала одним из победителей Всероссийского проекта «Best of Russia-2016»
Фотография Александра Джуса «Крестный ход на Пасху. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Успенский собор», сделанная 1 мая 2016 года, стала одним из победителей Всероссийского ежегодного открытого проекта «Best of Russia-2016».
«Лучшие фотографии России» – «Best of Russia» – беспрецедентный по масштабу фотопроект, охватывающий все регионы страны, организованный в 2008 году Центром современного искусства «Винзавод» при поддержке Министерства культуры РФ.
Цель проекта – достоверно запечатлеть год из жизни России в самых ярких и неординарных фотографиях.
В данном проекте может принять участие каждый увлекающийся фотографией человек вне зависимости от того, где он проживает, как признанный фотограф, так и фотолюбитель. Единственное условие – фотографии должны быть сняты в России.
Все фотографии-победители, а в этом году их 292, публикуются в альбоме и принимают участие в выставке «Best of Russia» в Центре современного искусства «Винзавод». Партнеры проекта «Best of Russia» присуждают собственные призы фотографиям. Каждый год после окончания своей работы в Москве данная выставка экспонируется на крупнейших выставочных площадках России и за рубежом.
По материалам сайта Thebestofrussia.ru
Александр Джус. 1953 г.р.
Автор победившей фотографии Александр Михайлович Джус родился в Хабаровске в 1953 г. в семье военнослужащего. О происхождении фамилии Джус известно из книги знаменитого фотомастера Л.Н. Шерстенникова: когда-то на Украине было целое село Джусов. В голодные двадцатые годы почти все село двинулось на восток, в Казахстан, а кто-то добрался и до Забайкалья.
Семья военного как фургон на колесах: Чита – Хабаровск – Курган – везде дом, везде временный, до следующего зова трубы...
На десятилетие папа подарил сыну фотоаппарат. Это была «Смена-2». Аппарат и сам процесс сотворения снимков настолько пришлись по душе Александру, что начало своей карьеры он и пометил этой датой.
У Саши было намерение поддержать мечту отца о военной карьере сына. В старших классах у подростка обнаружилась небольшая близорукость. Далее последовали призыв в армию, срочная служба связистом, как и у отца. Связист Джус-младший попал служить в ракетные войска.
Творческая биография Александра началась с военной журналистики. Демобилизовавшись, парень отправился в читинскую фотостудию. Затем Джусу предложили занять место фотокорреспондента газеты «На боевом посту» Забайкальского военного округа. Округ на восток простирался от Иркутска до Благовещенска, а с севера на юг от Ледовитого океана до южных границ Монголии. Снимки Джуса стали появляться в «Красной звезде», журнале «Советский воин», «Правде», Фотохронике ТАСС.
Потом Александр работал в журнале «Авиация и космонавтика» и в газете «Красная Звезда», долгое время был фотокорреспондентом журнала «Огонек».
Чтобы взяли репортера в воздух, ему потребовалось изучить первоначальные навыки управления самолетом и попрактиковаться на тренажерах. Нужно было уметь и собой «распорядиться» при случае, если потребуется, например, срочно катапультироваться. Кроме этого, нужно было совершить два зачетных прыжка с парашютом.
Александр ДЖУС. СУ-27 на вираже. Летно-испытательный институт. 1990 г.
«Иногда я крепил камеру перед пилотом, там, где прицел. А снимал не глядя, дистанционно управляя ей со своего места. Вспоминаю увиденные когда-то по телевизору кадры. Снял их, видимо, видеорегистратор, установленный перед летчиком.
А как снять простейший кадр – самолет, летящий на тебя в лоб? Ну, наверное, с хвоста впереди летящего? Но на том хвосте совсем не предусмотрено для фотографа места. Тогда нужно выполнить маневр: обогнать, подняться, повернуться, словом, изловчиться», – вспоминает Александр.
Джус стал воздушным фотографом «в законе».
В Петербурге фотограф прожил, примерно, год. Тогда ему пришла мысль сделать небольшую карманную книжечку «Храмы Санкт-Петербурга». Было их тогда немного – 18–20. Митрополитом служил Алексий II. Его Высокопреосвященство благословил съемку. Александр отснял все: и иконы, и святыни, и даже храмы с воздуха. Разрешение на съемку города от Генштаба у него было. А полеты он «покупал»: рядом с городом был вертолетный аэродром. Начинались 90-е годы со всей их неразберихой. Каждый, чтоб выжить, должен был искать заработка сам. Он договаривался с вертолетчиками на час, иногда на полчаса съемки, оплачивал полет из своих денег и летел...
Александр Джус. Октябрьское утро. Плес на Волге
Александр проникся уважением к митрополиту, а затем и Патриарху Алексию II, долгое время снимал Святейшего. «Благодаря этому человеку я пришел к вере…», – признается фотограф.
«Будучи нерелигиозным, не мне бы рассуждать о том, как и почему человек приходит за помощью к Богу. А почему бы и нет? Ведь, слышал, этот путь никому не заказан. Одни, по моим догадкам, приходят к Богу, чтобы облегчить свою земную ношу. Когда деваться некуда, куда ж еще и идти? Другие, чтоб постичь сущность бытия, а более того своего духовного стержня. Третьи – охватить всю глубину мироздания. Не разумом охватить, но душой… И каждый по своему прав, идя той тропою, которую избрал. И троп этих бесчисленное множество…», – размышляет Александр.
Джус, отсняв в военной авиации то, что ему было интересно, пришел к выводу: если чего-то очень захочешь – добиться можно. Тогда ему захотелось увидеть Москву с птичьего полета.
Александр и Вера ДЖУС. Варварка, 1991 г.
«Москва интересна сверху в пределах бульварного кольца», – отмечал Джус. Там, где в 90-е годы был вновь построен Храм Христа Спасителя, несколько десятилетий была «дыра» – открытый бассейн «Москва». Джус долго летал над столицей. Успел запечатлеть и бассейн и воссозданный храм. В результате был издан оригинальный макет в 500 экземпляров с «раскладушками»: разворачивающиеся сгибы увеличивали площадь разворота, достигая большего эффекта от панорам (и горизонтальных, и вертикальных).
Джус мечтал об альбоме об авиации. К юбилею летчика «Планета» готовила альбом «Валерий Чкалов». Александр предложил сделать главку о современных летчиках – продолжателях его дела. И занялся съемкой пилотажных групп. Это те виртуозы летного дела, кто всем строем выполняет сложные фигуры и перестроения.
Еще во время своей работы в окружной газете Джус «открыл» Монголию. Там находился значительный контингент советских войск: время конфронтации с Китаем еще не закончилось. И этот мир стал увлекать романтичного фантазера. Джус сразу же погрузился в книжки, «раскапывая» и Монголию, и Азию. За Монголию он получил приз на одной из международных выставок. А Азия буквально сшибла его с ног, когда он попал в Самарканд и увидел шедевры средневековой архитектуры…
Но снимать ему предстояло альбом об Арале, его трагедии. К сожалению, этот альбом не вышел. Но свое наверстал Джус в Туркменистане. Он уже работал в «Огоньке», печатался обильно: из номера в номер шли его материалы и о «звездах», и о всем-всем-всем, включая петушиные бои. Его послали снимать номер, посвященный Туркменистану. Альбомы «Страна Туркменбаши», «Ашхабад» и «Туркменистан. 10 лет независимости» вполне оправдали затраченные на них энергию и время. А Джус, наконец, вдохнул в себя Азию полной грудью.
Александр и его жена Вера, с которой фотографа связывают более 40 лет супружеской жизни, объездили много стран, путешествовали по Китаю, Таиланду, Черногории… И возвращались не без фотографических трофеев. Но главной темой оставалась Россия – ее просторы с «птичьего полета», ее деревушки и храмы, тонущие в туманах и прихорашивающиеся снегами... Утро, солнце едва подпаливает горизонт, зябко, но здорово!.. желтые листья на водной поверхности, деревенские улицы...
Александр Джус, персональная фотовыставка
В 1998–1999 годах Александр Джус признан Академией свободной прессы лучшим фотографом страны. Он является автором четырех фотоальбомов, один из которых – «Крылья» – был издан в Англии на шести языках. У фотографа Александра Джуса было несколько персональных выставок, многие его работы хранятся в частных коллекциях.
Сейчас Александр работает в качестве фотографа на съемках художественных фильмов с известными кинорежиссерами и является мастером аэрофотосъемки.
Поздравляем Александра Михайловича с заслуженной победой и желаем дальнейших творческих успехов!
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.