Более шестисот лет назад Русью была одержана грандиозная победа на Куликовом поле. Этой победой, добытой кровью объединённых русских полков, народ превращался в нацию. Преподобный Сергий поставлен русской историей в один ряд с Дмитрием Донским как политический деятель. Его имя надо произносить раньше имён известных участников Куликовской битвы — Боброка, Пересвета, Осляби. Павел Флоренский сказал очень афористично: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, чтобы понять Лавру, надо понять Сергия». Эту трудную работу — понять — пытался воплотить на своих полотнах Михаил Нестеров, другие художники, а перед академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым на первый план выступает «личная скромность преподобного Сергия и его тяжёлая жизнь труженика и радетеля о русской земле». Эту же трудную работу понимания попытаемся сегодня осуществить и мы. В своей работе нам хотелось бы остановиться на тех ключевых идеях эпохи, благодаря которым и смог наш народ превратиться в нацию.
Благословение преподобным Сергием Димитрия Донского
на Куликовскую битву. Фреска Святых Врат
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Время преподобного Сергия совпадает с одной из величайших культурных катастроф — падением Византии, так как преподобный Сергий родился примерно за полтораста, а умер примерно за 60 лет до окончательного упадка Константинополя. Византийское средневековье перед падением даёт пышный расцвет. XIV-й век ознаменовался третьим Возрождением Византии при Палеологах. А Древняя Русь принимает пламя своей культуры от огня Византии. «В преподобного Сергия ... собираются в один фокус достижения греческого средневековья и культуры... он прикоснулся к наиболее огнистой вершине Византии.., этой вершиной была религиозная идея» (П. Флоренский). В это время ведутся богословские споры, которые сводятся по сути к двум вопросам: проблеме Троицы и к проблеме Воплощения. Эти вопросы были отстаиванием: 1) абсолютной Божественной и 2) абсолютной духовной ценности мира. Эти два принципа составляют ткань русской культуры. Киевская Русь раскрывается под знаком божественной Восприимчивости, Русь Московская формируется под знаком другой идеи — «о превышемирном Начале ценности» (П. Флоренский).
Время преподобного Сергия — время паламитских споров в вопросах «...общей благодати Пресвятой Троицы». Эти вопросы глубоко занимали и преподобного Сергия — для осведомлённости в них он посылал в Константинополь своего представителя. Видение Троицы стало символом новой культуры. До XIV-го века строительство Троичных храмов особо не было распространено на Руси. И лишь в XIV-м веке идея Троицы ведёт к строительству Троичных храмов, развитию Троичной иконографии, созданию цикла Троичных праздников. Чтя Пресвятую Троицу, преподобный Сергий строит Троичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской. Строит храм Пресвятой Троицы, «...чтобы постоянным взиранием на него... побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира». Троица называется Живоначальной, ибо единство в любви есть жизнь, вражда же приводит к смерти. По замыслу преподобного Сергия, Троичный храм есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви. Но если храм был посвящён Троице, то должна была появиться и икона Троицы. И примерно через 20 лет после смерти Преподобного появилась знаменитая, известная всему миру «Троица» Андрея Рублева. Вероятно, Рублев писал ее в «похвалу» Сербию, последователем которого он являлся. «В иконе Троицы Андрей Рублёв был ...лишь гениальным осуществителем творческого замысла и композиции, данных преподобным Сергием... Нас умиляет вовсе не сюжет, а ...то, что он (Рублев) передал нам узренное им откровение. Среди раздоров, безмирия, татарских набегов открылся духовному взору бесконечный.., «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти дольнего мира противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечном единстве сфер горних...» (П. Флоренский). Икона Троицы — это второй (после храма) символ русского духа. А третий символ — Троичный день. Византия не знала ни этого праздника, ни троичных храмов, ни Троичных икон. Праздник Пресвятой Троицы, вероятно, появляется как чествование иконы — «Троицы» — Андрея Рублёва, а затем распространяется по всей Руси.
Икона Святой Троицы. Третьяковская галерея
Следует особо отметить, что идея Троицы для преподобного Сергия была заповедью общежития. Общежительство знаменует всегда духовный подъем: начало Киевской Руси также было ознаменовано введением общежития, центр которого возник в Киевско-Печерской Лавре; затем, в связи с феодальной раздробленностью, татарским нашествием, идея эта угасла, а возродилась вновь уже в Руси Московской, благодаря усилиям преподобного Сергия. Идея общежития как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве, всегда была близка русской душе, а воплощена была преподобным Сергием в Троицкой обители и распространилась отсюда по всей Руси (общежительный устав запрещает иметь свое добро, свой припас, собственности быть не должно, все должно быть общее — ради утверждения киновии — общежительства — и согласился Сергий стать игуменом монастыря).
Эпоха Преподобного Сергия — время становления Московского государства. После более чем столетнего ига в народе возникли силы, способные поднять его дух, заставить поверить в себя. Особый смысл приобретает тогда идея соборности — религиозного, духовного единства людей. Другой важной идеей эпохи было «молчальничество» (исихазм). Основоположник — византийский монах Григорий Палама, сформулировавший программу «духовного делания». Согласно этому учению, Бог излучает энергию (свет), обожествляющий душу человека. В умной (безмолвной) молитве человек может созерцать этот свет, а значит, общаться с Богом. Это Фаворский свет, в сиянии которого Христос явился своим ученикам на горе Фавор. Этот свет изображают на иконах Преображения:
...Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
Б. Пастернак
Исихастские идеи получают широкое распространение среди русского монашества, так как в них был увиден источник, который позволял обрести внутреннее спокойствие, уверовать в свои силы. преподобный Сергий был сторонником этих идей, так как все его устремления направлены к одной цели — объединить народ (прежде всего — духовно).
В заключение хотелось бы сказать и о главном событии эпохи преподобного Сергия — о победе на Куликовом поле. В 14-ом веке быть монахом не означало стоять в стороне от дел мирских, и преподобный Сергий никогда не отказывался от гражданского служения: даже упрямого князя Олега Рязанского он сумел отвратить от феодальной войны с Москвой; по приказанию митрополита Алексия он пешком (всегда ходил только пешком) пошел в Нижний Новгород усмирять непокорного князя Дмитрия Константиновича, который не желал уступать великого княжения Дмитрию Ивановичу Московскому (будущему Донскому); и для современников в этом походе не было ничего удивительного: тогдашние подвижники властно вмешивались в жизнь страны, указывали князьям, мирили и наставляли, ободряли на ратные подвиги, отнюдь не замыкаясь на делах духовных.
И перед выходом на Куликово поле кн. Дмитрий Иванович побывал в Троицкой обители у Сергия: «Ведь он знал, что Сергий муж добродетельный и даром пророческим обладает». Сергий благословил на победу и послал с князем двух монахов — Пересвета и Ослябю, освятив тем самым битву, потому что это был не просто поход против Золотой Орды, а крестовый поход христиан против чуждой религии, а на поле Куликовом была одержана прежде всего победа нравственная, духовная.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра