Каждый из нас старается жить по Евангелию. И в евангельском чтении Господь нам указывает, чтобы мы, если желаем войти в Царствие Небесное, подвизались входить узкими (тесными) вратами, а не широкими.
Что значит «узкие врата» и насколько это действительно узкие врата, через которые каждому человеку надлежит войти в Царствие Небесное? Тесные врата – это состояние человека, когда он сам себя притесняет; когда он сам себя немного ограничивает от того, что ему самому хочется – от своей воли; когда он принимает не свою волю, а следует воле Божией о себе. Тогда происходит следующее: когда на сердце ему приходит какое-то желание, он не торопится его исполнять, а соотносит это желание с заповедями Божиими, насколько оно свято, насколько оно будет угодно Богу. Если он видит, что это какая-то страсть, то он себя ущемляет в желании исполнить ее. Он не желает идти по широте греха, а хочет утеснить себя для того, чтобы послужить Богу.
Когда человек занимается спортом на постоянной основе, для того чтобы иметь спортивную фигуру, он должен многого себя лишить и наложить ограничения. Нужно и не кушать то, что хочется, и заставить себя встать пораньше, для того чтобы уделить время каким-то физическим упражнениям. Так и в духовной жизни. Если мы действительно хотим быть в той форме, в которой мы должны прийти в Царствие Небесное, то мы должны упражняться в добрых делах. Если у нас возникла внутри какая-то гордыня и превозношение перед другими людьми, то мы должны себя утеснить и с этого престола гордыни себя унизить, смирить перед Богом и перед другими людьми. Укоряя себя, мы понимаем, что мы недостойны милости Божией, которую Господь изливает на нас. Как можно возноситься над другим человеком, когда мы знаем, насколько мы иной раз тяжело и глубоко падаем? В душу человека должно прийти смирение.
Когда в нас возникает злоба и ярость, то, отсекая их, мы тем самым делаем для себя узкий проход. Но этот узкий проход честен, правдив, как по отношению к ближнему, чтобы этот гнев не излился на него, так и по отношению к себе, чтобы наша душа не была изжигаема этой злобой. Или же когда приходит еще какое-то другое похотливое желание, то мы должны обращать наше внимание на Священное Писание, на примеры святых: каким образом они жили, каким образом они побеждали этот грех, и просить помощи, чтобы они помогли нам пройти тем же путем, теми же узкими вратами, через которые они сами прошли. Чтобы они нас научили, каким образом по-настоящему угождать Богу, а не себе, не своим страстям, желаниям, которые человека тянут вниз, в глубину ада, греха, муки и терзаний. Пусть каждому из нас Господь поможет увидеть тесные врата, найти их для себя, поставить ограничения через заповеди Божии и через напоминания себе о том, кто мы есть, какие мы на самом деле, увидеть через свою немощь, через свою ограниченность, увидеть себя такими, какие мы по-настоящему есть. Тогда, когда мы себя будем такими видеть, тогда нам будет нужен Господь.
Почему мы молимся и скорбим, что благодать Божия от нас отступает? Из-за того, что мы видим себя недостойными, видим, что, когда от нас отходит благодать, нам становится тяжело. Мы видим, что если Господь нам не поможет, если мы Его не будем призывать, не будем Его молить, то мы не справимся даже с самыми мелкими своими привязанностями. Эта молитва смиряет нас. Мы видим свою слабость и силу Божию, благодать, которая может преобразить нас, чтобы мы стали лучше, чтобы вошли узкими вратами к Богу в Царствие Небесное.
Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона на Божественной Литургии в храме Корсунской иконы Божией Матери в Глинково 21 декабря 2019 года
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра