21 июня / 4 июля Русская Православная Церковь празднует обретение мощей (1996 г.) прп. Максима Грека,
святого инока Троицкой обители
Преподобный Максим Грек
На жизненном пути преподобного Максима Грека выпало великое множество лишений и скорбей. Особенно трудно сложилось для него пребывание в Иосифо-Волоцком монастыре. Но уже в Твери, куда он был переведен из названного монастыря, положение преподобного Максима Грека значительно улучшилось. После многолетних испытаний преподобный Максим в 1555-м году по царскому соизволению и благословению Московского митрополита Макария стал иноком обители преподобного Сергия. Решающую роль в этом деле сыграл инок Артемий родом псковитянин, постриженник прп. Корнилия Комельского, назначенный игуменом Троицкого монастыря. Принимая это назначение, он упросил царя перевести в обитель преподобного Сергия и Максима Грека, на что и получил согласие. По одному из сказаний о преподобном Максиме, он был вызван в Москву и сам царь указал ему "на место покойное у Живоначальной Троицы у любезного ему друга Артемия и что Максим Грек жил при нем в великой чести и похвале". (Иконников, с. 530). Здесь преподобный провел последние годы своей жизни, здесь же и был впоследствии погребен.
Жительство преподобного Максима в Троицкой обители проходило более спокойно, к нему обращались за советами и царь и митрополит. В монастыре преподобного Сергия Максим Грек жил среди друзей и близких по духу людей. Одновременно с Максимом Греком и игуменом Артемием в монастырь переселился и митрополит Иоасаф, единомышленник Максима Грека. Именно ему принадлежал один из лучших списков сочинений преподобного Максима Грека, который до 1917 года находился в собрании Московской Духовной Академии. Среди иноков Троицкой обители оказался и Нил Курлятев, также друг и единомышленник Максима Грека. Преподобный настолько хорошо выучил Нила греческому языку, что они совместно переводили Псалтирь.
Основной братский корпус находился в то время на месте современной колокольни, и, по-видимому, в нем и жил преподобный Максим Грек и, по крайней мере, некоторые из его друзей.
Житие преподобного Максима в обители преподобного Сергия, у Троицы продолжалось около 5 лет, он отошел ко Господу 12 декабря 1555 года и был предан земле около церкви Сошествия Святаго Духа.
В 1591 году по благословению Патриарха Иова мощи преподобного Максима были освидетельствованы: «И открыта, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбенна крестом». В день обретения мощей преподобного у его гроба исцелилось шестнадцать человек. В Сергиевой Лавре бережно хранятся предания о чудесах, связанных с именем преподобного Максима Грека.
В конце XVII века имя преподобного Максима было внесено в святцы, составлены тропарь и кондак, а также служба преподобному.
В 1796 году митрополит Платон велел поставить над гробом святого Максима новую раку и каменную палатку – так называемую Максимову палатку. Она неоднократно перестраивалась и расширялась (например, при митрополите Платоне (Левшине), затем в 1847 году). В 1938–1940 годах она была уничтожена.
В 1833 году по благословению архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония (Медведева) над могилой преподобного была воздвигнута часовня, в которой служились панихиды о его упокоении. Своеобразие этих служб заключалось в том, что во время панихид по Максиму Греку пелись тропари преподобному. Над местом погребения Максима Грека была воздвигнута пристроенная к Духовскому храму часовня.
Духовская церковь. Фрагмент фото конца XIX века
В конце XIX века было издано житие преподобного Максима Грека, вошедшее составной частью в Троицкий патерик. В 1908 году его житие вышло отдельным изданием с иконописным изображением святого. Имя Максима Грека было внесено в Афонский патерик. Во всех изданиях Троице-Сергиевой Лавры его именовали преподобным.
Определением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1988 году прп. Маким Грек был канонизирован для общецерковного прославления на основании святости его жизни и чудотворений от него и его святых мощей, а также на основании того, что он широко почитается верующим народом как учитель иноческого жития, как святой чудотворец.
Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Поэтому возникла необходимость в археологических раскопках.
24 июня 1996 года духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви Лавры. За богослужением молились братия, воспитанники Московских Духовных школ и участники раскопок.
Археологические раскопки и антропологическая экспертиза проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Работами руководил археолог С.А. Беляев.
Сначала с поверхности земли удалили вымостку из каменных плиток, по которой ходили люди. Во избежание ошибок раскапывалась большая площадь, примерно, 10 на 6 метров. Наконец у северо-западного угла Свято-Духовской церкви обнаружились фундаменты первой или одной из первых «палаток», сооруженных над могилой преподобного Максима Грека; поиск сосредоточился, в основном, внутри них. Работы усложнял грунт – сырая тяжелая материковая глина.
Святейший Патриарх Алексий II
читает молитву прп. Максиму Греку
перед его святыми мощами
Около полуночи 30 июня 1996 года археологи почувствовали благоухание, которое ощущалось еще несколько дней после, и через некоторое время показалась честная глава преподобного Максима. Работы продолжались почти до двух часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху.
Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения антропологов 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честные останки.
Мощи преподобного Максима были переложены во временную раку, приспособленную для переноса, и покрыты монашеской мантией.
Святейший Патриарх в сопровождении епископа Орехово-Зуевского Алексия, наместника Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископа Сергиево-Посадского) и других священнослужителей, в том числе настоятеля подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Феоктиста, возглавил молебен преподобному Максиму Греку. При пении величания участники раскопок подняли и поднесли к краю раскопа раку с честными останками святого, затем ее приняла братия Лавры и насельники московского подворья Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. Раку внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма. (Подробно о событиях тех дней рассказано в статье С. Беляева «Обретение святых мощей преподобного Максима Грека» // Журнал Московской Патриархии, 1996, № 9).
До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в Успенском соборе Лавры. 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм. Рака установлена на месте обретения мощей преподобного (у северной стены).
Сегодня поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и попросить его помощи и заступления можно в Трапезном храме во имя Преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Лавры.
Тропарь Максиму Греку, глас 8:
Зарею Духа облистаемь, / витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, / отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, / страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о нас ходатай буди непреложен, / чтущих любовию святую память твою.
Кондак преподобному Максиму Греку, глас 8
Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате, паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси, якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы, непрестанно веселиши, Максиме досточудне, сего ради молим Тя: моли Христа Бога грехов оставление низпослати верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.
Молитва первая преподобному Максиму Греку
Преподобне отче Максиме! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая преподобному Максиму Греку
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Максиме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4 июля 2016