Во имя Отца и Сына, и святого Духа!
«Научитесь от Меня, Яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29)
Братья и сестры! Господь наш Иисус Христос сошёл на землю для того, чтобы спасти весь род человеческий. Приняв человеческую плоть, Он показал глубочайшее смирение, начиная с рождения, ибо родился в убогих яслях, проводя земную жизнь, не зная, где главы приклонить и кончая позорной смертью на кресте. Об этом апостол Павел говорит: Смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Филип.2, 7-8). Будучи смиренным Господь и нас призывает учиться у Него «кротости и смирению». Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11, 29). Христос, приступая к проповеди Святого учения, начал с призыва к смирению: И отверз уста Своя учаше их глаголя: Блажени нищи духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5,1-3). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Кто намеревается строить большой и великолепный дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем: так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрие, наперед полагает увещание к смиренномудрию, как твердое и непоколебимое основание, - первую и нижнюю часть здания, зная, что, когда эта добродетель вкоренится в сердцах слушателей, то и все причине добродетели могут уже безопасно созидаться. Поэтому, когда нет в человеке этой добродетели, тогда он напрасно и без пользы будет трудиться, хотя и совершит все прочие добродетели»[1]. Немало труда, по словам старца Силуана, надо положить и немало слез надо пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов, а без него угаснет в душе свет жизни, и он умирает. Тело иссушить постом можно, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна нелегко и не скоро возможно. Мария Египетская 17 лет боролась со страстями , как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться.
Отец Виталий. Фото середины 70-x гг. 20 века
Возлюбленные братья и сестры, чтобы нам иметь мир в душе, для этого нам надо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предается воле Божией, и желает быть со всеми в мире и всех любить. Гордой душе Господь не являет Себя, гордая душа, хотя и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своей не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. И как говорит апостол Петр: Все подчиняйтесь друг другу, облекайтесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Петр. 5, 5). «Смирение, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - заключает в себепослушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение за все: за славу и бесчестие, здравие и болезнь,богатство и бедность»[2]. Смиренный человек боится нарушить заповеди Божии и потерять милость Господню. Поэтому он никого не обижает, никого не судит, никому зла не творит. Всякий грешный человек для него – несчастный человек, требующий участия, а не осуждения. Смиренный судит только себя, находя в себе множество грехов и постояннокаясь в них. Среди людей он кроток, мирен и доброжелателен. Среди своих неожиданных обстоятельств сохраняет спокойствие духа и преданности воле Божией.
Архимандрит Виталий. Фото 2005 года
Возлюбленные братья и сестры, говоря о смирении, нельзя не упомянуть о кротости. Чтобы нам укрепиться в добродетели смирения, мы в начале должны научиться кротости. И как говорит св. преподобный Иоанн Лествичник: «что как солнцу предшествует утренний свет, так и всякому смиренномудрию (смирению) предтеча есть кротость. И как прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на солнце; ибо невозможно узреть солнце тому, кто прежде не просветится тем светом»[3]. По определению Катехизиса, кротость христианская есть «тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать, и ничем не раздражаться»[4].
Кротость по словам св. Иоанна Златоустого, заключает в себе столь чудную силу, что не только сама бывает тверда и непоколебима, но тихим и легким способом благотворного своего влияния утверждает все вокруг себя. Кротость, как тихая река, течет ровно и мирно в пределах своей деятельности. В сердце кроткого почиет мир и покой. Кроткого все любят так, что перед ним смиряется и сама гордость. Кротость привлекает к себе очи Господни, покоящиеся преимущественно на кротком. На кого воззрю, токмо на кроткого, - возвещает Господь (Ис.66,2).
Вот дорогие братья и сестры, как спасительно и драгоценно для нас смирение и кротость. Чтобы приобрести их мы должны постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя всегда ниже всех, сострадать ближним во во всех скорбях, болезнях, помогать им во всем, тогда от нас удалится всякая гордыня, а будет вкоренятся кротость и смирение. Будем усердно молиться Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он помог нам избавится от гордости и стать на путь кротости и смирения. Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной.
Аще кто хощет по Мне идти, - возвещает Святое Смирение, - да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16, 24). Аминь.
Студент 1-го курса Московской Духовной Академии Мешков Виктор
Литература:
[1] Стефан Дерябин. Собрание поучений св. Иоанна Златоустого, стр. 88
[2] Слова преподобного Симеона Нового Богослова, выпуск 1, Москва, стр. 176
[3] Преп. отца нашего Иоанна, Лествица. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1901, стр. 157-158
[4] Прот. Г. Титов. Православный Катехихис. Изд. Сп-б, 1889, стр.215
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра