Душа всего дороже – о ней и следует заботиться больше всего. Но на деле бывает не так: многие только тело свое питают и одевают, а душа оставляется без пищи и одеяния. Пища для души – слово Божие и молитва, одеяние ее – добродетели: любовь, смирение, терпение, вера, воздержание.
Христианин, не радеющий о душе, как бы держит ее в срамной одежде: гордости, раздражительности, неверии, в сластолюбии, разврате. Иногда душа как бы болеет, тоскует, чувствует, что ей чего-то недостает. Это – тайный призыв души к покаянию, это – действие благодати Божией. Но от человека самого зависит послушать или не послушать этот призыв. Если он послушает, то с этого времени начинается его исправление. Он видит срамоту души и начинает сбрасывать эту срамную одежду и облекаться в чистую, благоприличную – в любовь, радость, мир, милосердие, воздержание, целомудрие.
Живя и в мире, можно спасать душу, но бывает много соблазнов. Поэтому некоторые люди оставляют мир и удаляются в обители, чтобы беспрепятственно идти за Христом, неся свой крест. Они оставляют дом, имущество, удовольствия, отрекаются от своей воли, отдаваясь чрез послушание в волю отца духовного. Впрочем, и здесь они не вдруг освобождаются от грехов. Здесь также предлежит им борьба с духами злобы, которые с особенным ожесточением нападают на желающего спасти душу свою. Когда инок начинает подвизаться в посте, молитве и трудах, то враг возбуждает в нем самомнение, гордость, влагает лукавую мысль, что он уже святой или приблизился к степени святых. И заканчивается иногда это тем, что подвижник впадает в прелесть, умопомешательство.
На иных же враг нападает внушением им помыслов о прежней мирской жизни или греховными воспоминаниями, возбуждает отвращение от всего монастырского порядка, внушает им оставить этот монастырь и перейти в другой. Когда же инок это сделает, то искуситель гонит его в третий монастырь, а потом совсем изгоняет инока в мир.
Итак, при помощи благодати Божией можно везде спастись, но при этом нужно со стороны христианина и свое желание и самопринуждение. А без этого никто не спасется не только в мире, но и в монастыре или в пустыне, не обретет спасения и на Афоне. Без труда, смирения, терпения и молитвы, благодати Божией, нельзя спастись. Посему, мирянин ли, инок ли ты, – смирись, трудись, терпи, молись – и спасешься, Богу содействующу.
Служители Церкви, проповедующие слово Божие, трудятся для дела Божия, спасения вверенных им душ христианских, и труд их тяжелый. Те, для кого они трудятся, должны бы признавать этот труд и признательность эту выражать благодарностью, уважением к их труду, внимательностью к их слову.
Но таковой признательности, благопокорливости некоторые из христиан не оказывают проповедникам слова Божия. Мы замечаем, что когда проповедник выходит к вам возвещать волю Божию, учение Христово и некоторые из вас по усердию своему в это время устремляются к нему, чтобы стать ближе и не пропустить ни единого слова из того, что будет им возвещаемо, то другие, напротив, в это время направляются к дверям, чтобы выйти вон, а некоторые начинают в это время разговаривать.
Какая обида для проповедника может быть больше той, как эта, когда долженствующие слушать не только не хотят этого делать, но и препятствуют говорить? Не есть ли это выражение крайнего пренебрежения? Где страх Божий? Где любовь братская? Где уважение к лицу? Где знаки простого приличия? Разве не знают так поступающие, что церковные проповедники суть служители Христовы? Не свое слово они проповедуют, а слово Божие.
Представьте себе, что пред вами стоял и говорил бы Христос: ужели бы вы отвратили лицо свое от Него, чтобы выразить пренебрежение к Нему? Конечно нет, но вы так делаете, когда отвращаете слух от проповедников, поставленных на это дело Христом: вы обращаетесь к ним спиной, когда они обращаются к вам лицом, и уходите пред их глазами. Вы разговариваете, смеетесь, когда они учат и увещевают вас. Разве не боитесь суда Божия? Разве не верите слову Его?
Быть может, кто-либо скажет: «Мы сами все знаем, нас нечему учить». Так говорить может только гордость. Век живи, век учись – вот правило истинной мудрости. Если хочешь быть истинно добродетельным, поучайся в Законе Божием день и ночь, и будешь подобен дереву, растущему при истоках вод и дающему плод свой во времена свои (Пс. 1, 2-3).
Вы, разговаривающие и убегающие от проповеди, разве не понимаете, что этим вы оскорбляете чувства ваших братий по вере? Ибо истинно верующий не может не оскорбляться, когда кто-либо с пренебрежением относится к словам проповедников, говорящих слова Божии, и когда пренебрежением своим оскорбляет тех, в ком они, верующие, видят служителей Христовых, наставников своих о Господе.
Разговаривающие или обращающиеся спиной к проповеднику, когда он обращается к ним со словом назидания и увещания, нарушают правила даже обычной общественной жизни, житейского приличия, закона вежливости.
Проповедь церковная составляет часть богослужения. Уходящий от нее грешит, как оставивший богослужение до окончания его, и этот грех не останется без истязания в день, когда от христианина потребуется отчет во всех делах. А разговаривающий во время проповеди виновен как нарушитель тишины во время богослужения.
Вот наша жалоба, вот наша обида. Конечно, она не относится к тем, кто с великим усердием слушает слова проповедников, кто, увидев проповедника готовящимся говорить поучение, подходит ближе к нему, чтобы расслышать слова его. Но мы скорбим о тех, кто нарушает тишину во время проповеди или кто уходит от проповеди, огорчая не только проповедника, но и Того, Кто поставил его на это дело.
Итак, возлюбленные братья, будем внимать сказанному: будем и Бога бояться, и уважать Его священников, слушая их как Самого Христа, дабы и за свои добрые дела и за уважение к ним получить от Бога великую награду.
Источник: Свт. Макарий (Невский), митр. Моск. и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения: в 4 т. – М.: Булат, 2011-2012. – Т. 1, 2.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра