История открытий памятников древности, как оказывается в результате исследований последних лет, увлекательна и захватывающа. В предлагаемом сообщении речь пойдет об истории изучения коллекций ризницы Троице-Сергиевой Лавры, о тех попытках публикаций лаврских древностей, которые были предприняты самой обителью силами своих литографов. Причем, в первую очередь, нас будут интересовать не только публикации произведений живописи, но и издания, посвященные ризничным предметам. В исследованиях по литографской мастерской Лавры не раз упоминалось об изданиях раритетов и подробно изложена история опубликования древней лицевой рукописи «Житие преподобного Сергия Радонежского» в 1852-1853 гг. Публикация рукописного памятника была откликом на тот интерес к историческим и агиографическим источникам, который проявился в конце XVIII – начале XIX вв. Памятники прикладного средневекового искусства (не принимая во внимание издание сводов археологических находок) стали, пожалуй, впервые объектами интереса знатоков и издателей.
Публикациям ризничных памятников способствовала не только организация литографской мастерской в Лавре. Этому предшествовал довольно длительный период осознания значения лаврских произведений как памятников древности. Известны действия митр. Платона (Левшина) по сосредоточению ценных древних предметов живописи, рукописей, драгоценных украшений икон в ризнице и выявлению среди ризничных предметов древних вкладных произведений. Затем эта деятельность была продолжена митр. Филаретом (Дроздовым). Таким образом, уже к 40-м годам XIX в. в среде лаврского начальства сложилось определенное представление о значении лаврских памятников для исторического, культурного и духовного наследия России.
Благодаря взаимодействию руководства Лавры и ученых духовной академии, в первую очередь митр. Филарета и наместника Антония, профессоров А. В. Горского и Ф. А. Голубинского, и был выделен круг памятников, которые издавались лаврскими литографами. Более четко намерения издателей сформировались к концу 40-х – началу 50-х годов XIX в.
В 1840-е годы основное внимание уделялось публикации мемориальных предметов, связанных с именами преподобных Сергия и Никона Радонежских. Первые рисунки для литографирования были подготовлена и прошли цензуру Ф. А. Голубинского в 1843 г. А. В. Горский в своей рукописи «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» описывал эти раритеты в отдельном разделе главы, посвященной ризнице. К концу 1840-х годов было сделано издание нескольких древних икон, литографии с которых можно с разной степенью достоверности определить как публикации памятника. Видимо, в это же время сложилась идея альбомных изданий древностей. Первым из них был альбом, посвященный мемориальным памятникам.
На рубеже 1840-1850-х годов началось создание новой серии древностей, получившей впоследствии название «Коллекция панагий». Первыми были изданы три панагии: вложенная в 1599 г. царевичем Феодором Годуновым, пожалованная в 1744 г. имп. Елизаветой Петровной архим. Арсению (Могилянскому), устроенная в 1780-е годы митр. Платоном, в которой камень имеет нерукотворное изображение. В 1853 г. издание выходило полным комплектом, включая около тридцати панагий, резной складень Амвросия, резные иконки XV-XVIII вв.
Стремясь к достоверности в передаче памятника литографы показывали лицевую и оборотную стороны, а в панагиях – и виды внутренних сторон створок. В иконах и объемных произведениях часто передавались толщина доски, важные надписи, размеры предмета.
Отбор памятников – свидетельство представлений XIX в. о древностях, их исторической и художественной значимости. В определенном смысле эти публикации проявление той эстетической и исторической культуры, которая была свойственна ученой и просвещенной среде России середины этого столетия.
О. И. Зарицкая
Источник: Тр.-Серг. Лавра в ист., культ. и дух. жизни России: материалы III междунар. конф.: тезисы докладов. СП, 2002.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра