Дом Божий

Дом Божий

Дом Господень, дом молитвы, храм Божий есть место, где человек теснейшим образом чувствует, ощущает, сознает присутствие Бога. Бог есть безусловная и высочайшая Истина. Он есть вечная Красота. Он Добро и Жизнь. Он Любовь. Он Свет и света податель. Он Жизнь и Источник жизни. Он Сокровище для нашего сердца. Ощущать и сознавать Бога - это значит чувствовать Его в душе своей со всеми доступными для нашего восприятия Его свойствами. Это значит иметь в душе своей мир, счастье и гармонию, чувствовать в Боге как источнике жизни исходное начало и конечную цель своего существования и в этом находить блаженное успокоение; это значит освещаться Его светом, услаждаться Его красотою, согреваться Его любовью и утешаться в лоне Его от всех бед и скорбе.

Правда, Бог везде и во всем. Его проявления мы можем чувствовать не в храме только, но и в многообразных явлениях природы. Господь проходит перед нами в огне и землетрясении, но истинное Его свойство, для нас доступное, как еще было открыто в Ветхом Завете пророку Илии, ближе всего передается нами в нежном веянии тихого ветра (см. 3 Цар. 19:12). То есть в том, что мы признаем в Боге как любовь, мир и благоволение, которые Он особенно показал в истории домостроительства спасения человека. Это как бы веяние тихого ветра, это присутствие успокаивающей, врачующей наши немощи, услаждающей наши скорби Божественной благодати и составляет ту, если можно так выразиться, основную стихию, которая постоянно присутствует в храме Божием, его всецело наполняя и служа источником нескончаемой радости для верующей души христианской, даже и грешной, духовно расслабленной. Такое значение храма бесконечно возвышается еще оттого, что в наших храмах христианских не просто присутствует с нами невидимо наша Радость, Христос Бог наш, но еще и входит с нами в теснейшую связь, давая нам для вкушения в Таинстве Святой Евхаристии Свое Пречистое Тело и Свою Пречистую Кровь. А это уже верх всякой радости, которую человек выразить словом не в силах.

Устроение храмов Божиих есть одно из наивысших обнаружений любви к ближнему. Ибо чем больше будет храмов Божиих, тем больше будет таких мест, где Бог присутствует ближайшим образом среди людей и где людям дано познавать истинное счастье. Сюда стекаются все страждущие и обремененные, чтобы в Господе своем Христе найти утешение и успокоение (см. Мф. 11:28).

С каким же настроением должны мы приходить в храм Божий и что хочет от нас Бог? Ответ на это дан Господом: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9:13). И в самом деле, не говорит ли Господь: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24) ? Не говорит ли также Господь: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:15)?

Не говорит ли также Господь через Своего апостола Иакова: чистое... благочестие пред Богом состоит в том, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27)?

О Господи Боже наш, дай нам побольше на земле храмов, святых мест, тихих пристаней, чтобы нам успокаиваться душой своей. Ведь плывем по бурному морю, — тихую пристань дай нам, Господи!

Архимандрит Тихон (Агриков). Чтобы душа проснулась


29 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.