Митрополит Иосиф (Петровых)
1737.
Сколько мудрого и возвышенно-умилительного в обычае изнесения церковию Св. Креста для поклонения верующим в средине поста! Пост есть 40-дневное путешествие наше к великой цели – очищения наших душ от грехов и к соединению с Богом. Крест – древо отдыха на этом нелегком пути... Это – жезл, опора путников, которая дается им, чтобы они не изнемогли, не уныли от трудности, утомительности и однообразия пути, не расслабели, не заскучали, как свойственно утомляющимся.
И как приятно, в самом деле, бывает отдохнуть душою в средине великопостного путешествия под благодатными звуками крестных гимнов, под тихою сенью этого Древа Жизни нашей, вдруг наполняющего наши готовые начать утомляться от однообразия пути души целым морем благодатных волн умиления, теплоты, благоговения и внутреннего успокоения.
28 Февраля, 1737
2216.
Отчего тяжел пост? От привычки нашей между прочим к известному строю жизни. Мы свыклись с жизнию иною, и вдруг – отказ от привычных вкусовых ощущений, приятного времяпровождения за трапезою и т. п. День получается с пробелами, и нам тяжело, скучно – не от самого поста, а просто от этих пробелов, которые мы не умеем заполнить молитвою и другими благочестивыми, питающими душу, занятиями.
2222.
Творя для себя снедью злобу и питием небрежение, во всем остальном пребывая неисправим, и удалением от снедей безвременно готов радоваться: но не таковому посту Господь повелел быть. (Канон I нед. поста). Как верно подмечает Церковь здесь нашу психологию во время поста. Внутреннее самодовольство от поста, – мысль, что я делаю что- то Богоугодное, великое – является еще прежде, чем мы успеем начать делать это. Привыкнув же полагать пост лишь в удалении от брашен, мы нимало не стараемся измениться ни в чем остальном. Вместо скоромной пищи, «едим» наших ближних всякою злобою, враждою и ненавистию, да и удаление от пищи понимаем настолько превратно, что наедаемся постного обильнее и плотнее всякого скоромного. Не такову посту повелел быть Господь!
2225
Пост – подвиг, и подвиг – не удовольствия, а труда и терпения. Посему, он должен иметь и некоторую тяготу лишений. Только тогда он будет пост истинный и Богоприятный.
2260.
Бойся невоздержания и в постной пище. Бойся пресыщения и неприхотливою пищею. Бойся безалаберно-беспорядочного поста, ничем не отличного от всякого другого времени, кроме наименования пищи постною. Пост есть употребление самого возможно для тебя малого количества пищи (телесная сторона поста), соединенное с возможно – глубоким умиротворением души и освобождением ея от всяких греховных похотений и услаждений (духовная сторона).
Источник: митрополит Иосиф (Петровых). В объятиях Отчих: дневник инока. Том 4. Ростовъ-Ярославский. Типография А.Х. Оппель, на Окружной улице, 1909.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра