Как утренняя звезда перед восходом солнца, явился Предтеча и громко возгласил о пришествии в мир Солнца Правды – Христа.
В то время, когда Иисус Христос еще жил в Назарете, по повелению Божию исходит из своего уединения Иоанн Креститель и проповедует, громко провозглашая в пустыне Иудейской: «Покайтесь!».
Ветхозаветные люди не способны были понимать духовное учение иначе, как в образе чувственных вещей; поэтому, чтобы говорить им о блаженстве, спасении душ, надо было говорить им о царстве. Конечно, это то Царство, в которое позовет Иисус Христос во Второе и Славное Свое пришествие праведников. Но, чтобы войти в это Царство Славы, необходимо вступить в преддверие его, в царство благодати, в Святую Церковь Православную, основанную Самим Господом. Надо быть послушными чадами Святой Православной Церкви, и незаметно для нас самих придет к нам Царство Божие, войдет благодать Христова в наши сердца, очистит, обновит, соделает чадами Божиими, и так войдем в вечную жизнь. Понятно, что для вступления в Церковь Христову необходимо покаяние, которого и требовал Предтеча Христов от своих слушателей.
Эта пустынная проповедь Иоанна невольно напоминала иудеям древнее пророчество Исаии о Предтече Христовом. Сам же Иоанн, напоминавший своими речами святого пророка Исаию, в то же время своей грубой одеждой, своей суровой, постнической жизнью был похож на великого пророка Илию. Как назорей, от утробы матери он вовсе не стриг волос; его строгое загорелое, истощенное постом лицо, его пламенный взгляд, вся наружность его невольно заставляла слушателя внимать ему. Пищей его были акриды – особый вид саранчи, а вероятнее, как объясняют святой Арсений Великий и святой Исидор Пелусиот, речь идет об особой траве в пустыне, которой впоследствии питался по примеру своего учителя Предтечи Господня и святой апостол Иоанн Богослов, о чем пишет и Климент Александрийский. Пищей ему служил и дикий мед пустынных пчел, очень горький и неприятный на вкус. А о жилище святой Предтеча заботился еще менее того, чем о пище.
Проповедь о покаянии из уст такого проповедника невольно увлекала слушателей. Его слово было подобно молоту, разбивающему самое жестокое сердце, подобно пламени, проникающему в самые сокровенные помыслы. Далеко разошлась молва, что в Иудейской пустыне явился человек, подобный древним великим пророкам. Множество людей из Иерусалима и всей Иудейской земли начали стекаться к Иоанну.
Иоанн установил Крещение: и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 6). Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал свои грехи, потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал в грядущего вслед за ним Мессию Христа, и затем выводил его на берег, где крещаемый молился.
Предтеча Христов требовал от крещаемого исповеди. Но Крещение его не доставляло крещаемому благодати Святого Духа; он не имел права прощать грехи, потому что тогда еще не пострадал Христос за наши грехи; но эта исповедь перед таким святым человеком смиряла душу грешника, приближала ее к Богу и делала способной к принятию благодати от Самого Христа.
Не думайте, что для спасения достаточно одного Крещения, говорит святитель Иоанн Златоуст. Если будем жить после Крещения нечестиво, то будем ввержены в геенну. А поэтому будем стараться не быть легким плевелом или соломой, не поддадимся всякому ветру греховных помыслов, постараемся быть тяжелою пшеницею на токе Божием, стоять крепко против всякого искушения. Такие-то рабы Божии и составляют пшеницу Христову.
Когда император Траян осудил святого Игнатия Богоносца на съедение львам, то священномученик с радостью писал римским христианам: «О, если бы я сподобился зверей, для меня приготовленных! Я пшеница Божия и должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым».
Не будем же беспечны, поучает святой Златоуст, пока мы еще находимся на токе [живем на земле], мы еще можем из сорняков обратиться в пшеницу. Потому и нет еще Суда, чтобы многие от греховной жизни обратились к добродетельной.
Итак, убоимся, слушая слово Предтечи об огне – этот огонь неугасаем. Ты скажешь, как же он может быть неугасаемым? Но не видишь ли ты солнце, всегда горящее и никогда не угасающее? Не помнишь ли о купине Моисеевой, так же горящей и несгораемой? Да избавит нас милосердный Господь молитвами Предтечи Своего от этого огня, который горит вечно и не угасает, жжет и не сожигает, не истребляет.
Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 9-13.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра