Кто из иноков, обитающих под благодатным покровом преподобного отца нашего Сергия, не носит святого имени его в своем благодарном сердце, кто хоть раз в день не возносит к нему вздоха молитвенного! Вот настает день Сергиев: все богослужение посвящается прославлению его дивных подвигов; храмы наполняются благоговейными чтителями его священной памяти. Что за дивный образ великого в своем смирении старца-подвижника является пред нами во всей своей неземной красоте!
Вот он, еще 20-летний юноша Варфоломей, покидает мир и уходит с братом Стефаном в непроходимую чащу с одним заветным желанием – укрыться навсегда от мира так, чтобы мир не мог найти его и совсем забыл об отшельнике, чтобы быть наедине с единым Богом, непрестанно молиться, трудиться и очищать свое сердце от греховных страстей при помощи Божией благодати. Вот братья построили церквицу, и на ней нарекается имя Живоначальной Троицы. Юный Варфоломей остается одиноким отшельником в глухом, непроходимом лесу. Он приемлет от руки игум. Митрофана ангельский образ и весь отдается подвигу иноческому. «Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, стенания молитвенные и плач сердечный, бдения и ночи бессонные, продолжительные стояния и повержения себя пред Господом? Кто сочтет его коленопреклонения и земные поклоны, кто расскажет о его алкании и жажде, скудости и недостатках во всем, искушениях от врага и страхованиях пустынных?» Так говорит о своем учителе его достойный ученик прп. Епифаний, списатель жития его.
Но изволением Божиим настает время мужественному подвижнику послужить своим опытом духовным и спасению ближних. К нему идут за советом и утешением, ищут руководства в жизни духовной. Ведь с таким наставником все можно понести, всякую скорбь вытерпеть; только открой ему с детской простотой все сердце твое, поведай, что томит тебя, и верь: он скажет тебе в утешение иногда только два-три слова, но зато какие это чудные, теплые, благодатные! Они прольют мир в смущенную душу твою, согреют ее такою любовию, какою только мать согревает свое грудное дитя, и – все пройдет, как рукой снимет, и станет на душе так тихо, ясно и тепло…
Проходят годы, и множится число учеников Сергиевых; его имя с благоговением произносится во всех концах Русской земли и становится известным на православном Востоке; его словом дорожат князья и вельможи, его совета ищут первосвятители, а он, уже игумен, убеленный сединами старец, – он по-прежнему ходит в одежде, ушитой заплатами, по-прежнему служит братии, как раб купленный: он для них и повар, пекарь, мельник, дровокол, плотник и портной. Глубокое смирение и детская простота – вот два прекрасных свойства его святой души, которые мы видим во всех его действиях, с его раннего детства до глубокой старости. Эти две святые добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они, так сказать, окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением как плодом опыта духовного они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце.
Но, возлюбленные братия, одна ли чистая радость чувствуется в сердце в то время, когда нашей душе предносится святолепный образ великого подвижника Божия? Невольно думается: вот каковы были наши духовные предки – истинные последователи Христова учения! А мы что? Какая пропасть отделяет нас – плотяных – от них – одухотворенных, нас – оземлянившихся рабов греха – от них – святых, чистых, свободных граждан горнего Иерусалима! А ведь святые Божии такие же люди были, что и мы, тою же плотью были облечены, те же немощи имели, те же скорби несли; значит, и нам никто не помешал бы такими же стать, какими они были, если б только сами мы пожелали, – да пожелали бы всем сердцем, всею душой, всем помышлением своим!
«Поминайте наставники ваша, – заповедует апостол Христов, – ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Не сегодня только, а и всегда мы должны взирать на скончание жительства и подражать вере святых Божиих. Будем же чаще всматриваться в дивные образы их – недаром ведь сказано в Писании: «С преподобным и сам преподобен будеши» (ср. Пс. 17, 26), с благодатным и сам облагоухаешься ароматом благодати, исходящей от одеяния души его. Аминь.
Проповедь архиеп. Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского). Произнесена 8 октября 1893 г. в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры
Источник: Слава, пережившая века. Сб. проповедей, посвященных прп. Сергию Радонежскому. – СТСЛ, 2015.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра