К образованию в разные времена люди относились по-разному. Современная школа имеет четкие задачи, донести до школьников определенную информацию. На одной из улиц Сергиева Посада, где стоит каменный дом, напоминающий усадьбу, живёт учебное заведение, гимназия им. Преподобного Сергия Радонежского, где действуют иные, большей частью, забытые принципы образования – воспитания. О жизни этой школы подробней нам рассказал директор иеромонах Тихон (Зимин).
-Отец Тихон, здравствуйте, Вы являетесь директором православной гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского. Что обозначает самое понятие «православная» гимназия? Как это раскрывается в преподавании, в воспитательной деятельности?
-Да, конечно, учеба - половина нашей работы, но другая - воспитание. Мы не можем воспитывать и не учить или учить и не воспитывать. Учитель одним своим образом, интонацией, отношением к детям уже воспитывает. Но у нас безусловно ведется специфическая воспитательная работа. Мы проводим особые мероприятия: День учителя, Рождественские и Пасхальные праздники, совместные поездки, детские конференции. На самом деле, воспитание - это ежедневный процесс. Ребенок приходит в школу, на него смотрят старшие, говорят, как он выглядит, как он себя ведет, за что-то мы делаем ему замечания, за что-то хвалим. Поскольку большинство времени он проводит в школе, мы пониманием, что на нас лежит большая ответственность.
-При гимназии есть храм.
-Да, он действует и как гимназический храм, и как приход из-за отсутствия по близости иных церквей. В нем проводятся регулярные воскресные и праздничные богослужения. Дети участвуют в этих службах, поют, алтарничают. Конечно, не все ученики приходят на праздники к нам, некоторые находятся на своих приходах, мы этому не препятствуем.
-Когда приходишь в гимназию, ощущаешь, будто пришел в большую семью. Такие отношения в гимназии складывается и, наверное, благодаря совместным службам?
-Семейность у нас присутствует в самом прямом смысле этого слова: у нас учатся по двое, трое, четверо детей из одной семьи, это братья и сестры, которые находятся в разных классах. Благодаря им разные классы находятся в родственном положении, вместе с ними сидят за партами и дети педагогов. Поэтому мы и впрямь чувствуют себя, как одна семья. Отношение к учащимся нас в школе, конечно, иное, чем в школе, где учится более тысячи детей. У нас нет обобщения, отношения к ребенку, как среднестатистической единице. Мы следим за детьми, как за своими родными.
-И следите за судьбой Ваших выпускников.
-Да, первые годы, точно.
-А какие ВУЗы обычно выбирают?
-Гуманитарные, но, бывает, и на естественнонаучные направления, в прошлом году четверо ребят поступило в МИФИ. А также от нас поступают в семинарию, регентскую школу.
-Расскажите о программе, по которой учатся в гимназии, какова её специфика?
-Программа среднего образования строго регламентирована. Мы можем её расширить опять-таки только по строго определенным правилам, что мы и делаем, вводя свои гимназические компоненты. Мы берем школьную программу, углубляем её, чтобы получить гимназический уровень, дополняем её православными элементами: Законом Божиим, Церковнославянским языком, древними языками: латынью, древнегреческим. Мы также расширяем историю, вводим элементы церковной истории. Стареемся духовные элементы вносить в любой предмет, так как наши преподаватели люди воцерковленные и на каждый предмет смотрят с православной точки зрения.
-Какое образование у преподавателей гимназии?
-Почти все имеют высшее. Есть кандидаты наук. Но самое главное: контакт с детьми, мало много знать, нужно уметь поделиться знаниями, зажечь интерес у детей.
-Есть Православные ВУЗы, выпускающие, в том числе и преподавателей, к примеру, ПСТГУ Вы сотрудничаете с ними, в смысле приглашаете ли вы молодых преподавателей именно из таких заведений или нет?
- С ПСТГУ мы в любом случае сотрудничаем. Это одно из важнейших православных учебных заведений. Мы отправляем туда детей на разнообразные олимпиады, которые они проводят, участвуем в проводимых конференциях. Мы не находимся в изоляции, взаимодействуем с местными школами нашего района, другими православными гимназиями МО и других областей.
-Гимназия работает по каким-то специфическим пособиям?
-По ряду предметов мы намеренно стараемся использовать не слишком распространенные учебные пособия по некоторым предметам, как например, по математике, так как к самым распространенным есть решебники.
-Есть, к примеру, 6-ти томник М. Дунаева «Православие и Русская литература».
-Полностью, конечно, мы его не используем, это же не школьный учебник, но как дополнительный источник он используется. Естественно, что литература это один из предметов, который преподаётся у нас специфически, потому что, когда мы преподаем его верующим детям, мы можем яснее говорить о замысле автора, его системе и мировоззрении. Здесь мы не боимся, что дети нас не правильно поймут.
-Светские школы объединены учебной системой, они участвуют в единых олимпиадах, вместе сдают ЕГЭ и ГИА, какое место в этой системе имеет православная гимназия как частное учебное заведение?
-Она не находится ни в каком отдалении от школ района, мы также участвуем во всех олимпиадах и совместной сдаче единых экзаменов. В этом смысле наши дети не лишены районных учебных мероприятий, мы находимся в тесной связи с Управлением образования, которое если оперативно не управляют, то, по крайней мере, контролируют нашу деятельность. Мы только стараемся ограждать детей от того, что мешает учебе, чтобы бурная общественная жизнь не мешала учебе, поэтому и общественные мероприятия мы стараемся проводить во внеучебное время.
-Наверняка некоторые дети учились до поступления в вашу гимназию в обычной школе или с родителями, знакомыми с иной учебной системой, чему они удивляются по приходе к Вам?
-У нас иной уровень дисциплины. В классах спокойная, теплая атмосфера. Учителя внимательно относятся к детям, спрашивают их почти на каждом уроке. Всё это располагает к нам тех, кто желает учиться. Есть, впрочем, семьи и дети, у которых нет установки на учебу, с такими мы стараемся расставаться, так как в школе мы должны в первую очередь учить.
-Как в гимназии решаются воспитательные проблемы? Например, как помогают детям в тот момент переходного возраста, когда ребенок начинает переосмыслять свою жизнь, веру?
-В подростковом возрасте дети и впрямь начинают более серьезно подходить к религии, тут важен момент общения с духовником, учителями, наставниками. Но в основном это время для наших ребят проходит спокойно, дети остаются верующими. Вспышка атеизма происходит при принудительных походах в храм, принуждении к молитве. У общеобязательна лишь короткая 15-ти минутная молитва перед началом занятий.
- Вы принимаете детей, если их родители сами люди нецерковные, но хотят, так сказать, чтобы их чада узнали тут что-то хорошее?
-Мы стараемся следить, чтобы у нас учились дети из православных семей, хотя подходим в каждом случае индивидуально, с учетом максимальной пользы для ребенка.
-Можно говорить на примере гимназии, что есть специфическое православное образование?
-Термин «православное образование» не очень корректен. Образование есть образование. Либо мы его даем, либо нет. Угол зрения, с которого мы смотрим на те же самые научные факты – это и есть православность в образовании. Мы стараемся на всё смотреть с православной точки зрения, не ограничивая того поля знаний, что есть и в государственных школах.
12 декабря 2013