21 июня – день тезоименитства св. блгв. царя и Вел. кн. Московского Феодора I Иоанновича,
благодетеля Троице-Сергиевой Лавры, местночтимого святого Московской епархии
В 1585 году царь с супругой Ириной Феодоровной Годуновой прибыли в Троице-Сергиев монастырь в сопровождении Бориса Годунова с молением «о чадородии». У них долгое время не было детей. И государь отправил во все монастыри подарки, чтобы насельники молились о чадородии. Они сделали крупные вклады и в нашу обитель, в том числе драгоценную раку на гробницу преподобного Сергия, заменившую прежнюю деревянную. Позднее на досках гроба Преподобного Сергия троицкий келарь Евстафий (Головкин) написал две иконы – «Явление Богоматери преподобному Сергию» (1588 г.) и «Преподобный Сергий Радонежский в житии» (1591 г). Позже образ «Явление Богоматери преподобному Сергию» был вставлен в киот с двумя створками и получил вид складня-триптиха. Эта святыня особо почиталась в царской семье и стала участницей многих походов русского воинства.
В том же 1585 году было закончено строительство Успенского собора монастыря, начатое еще при Иване Грозном. В праздник Успения Пресвятой Богородицы собор был освящен митрополитом Дионисием в присутствии царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины. По царскому повелению в 1585–86 годах были выполнены работы по обустройству церкви. Тогда же был устроен придел Великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы.
Царь Феодор Иоаннович много жертвовал монастырям и храмам по всей Руси. Так, в 1593 году над двухпролетными Святыми монастырскими воротами Богородице-Успенского Тихвинского мужского монастыря по его приказу был выстроен каменный надвратный храм Вознесения Господня с приделом Святого великомученика Феодора Стратилата – его Небесного покровителя.
В царствование царя Феодора Иоанновича по его инициативе и его стараниями в России был восстановлен Патриарший престол.
Во главе Русской Православной Церкви был поставлен Патриарх Иов. Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590–1595 годов. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Иван-город, Корелу, Копорье и Ям. В первые годы царствования блаженного государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. В 1586 году у южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.
В 1586 году грузинский царь Александр обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому царю, был заключен, по всей видимости, в 1587 году. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.
Летом 1590 года, исполняя именной указ святого Феодора, самарский воевода князь Григорий Осипович Засекин и служилый человек Федор Михайлович Туров совершили закладку города-крепости Саратова.
Святой Феодор отошел ко Господу 7/17 января 1598 года. По свидетельству святого Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил Таинство елеосвящения и причастил умирающего царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля. Известный историк В.О. Ключевский так писал о святом Феодоре: «…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы».
Уже в наши дни в статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон отметил:
«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых святых Московской епархии. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”».
Памятник царю Феодору Иоанновичу
Почитание блаженного царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», а уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. В «Книге, глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. По церковно-историческому месяцеслову в этот день в Лавре служили панихиду.
Надгробные памятники захоронений царя Иоанна Грозного, царевича Иоанна Иоанновича и царя Феодора Иоанновича в Архангельском соборе Кремля. XVI в.
21 июня 2019