14/27 июля Русская Православная Церковь молитвенно почитает день праведной кончины преподобного Стефана Махрищского (+ 1406), святого собеседника преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Стефан Махрищский родился в Киеве. По-видимому, иночество он принял в одном из местных монастырей, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Возможно, что под влиянием приездов и пребывания в Киеве святителя митрополита Алексия преподобный Стефан решил оставить свою киевскую обитель и отправился в Северо-Восточную Русь.
Во второй половине 50-х годов XIV века великий князь Иоанн II Красный предложил киевскому подвижнику избрать для жительства один из московских монастырей, но преподобный Стефан решил поселиться в Переяславской земле, в глухом месте, в лесном урочище Махрище. Подобно преподобному Сергию, Стефан также посвятил новую обитель Святой Троице. По благословению святителя Алексия преподобный Стефан основал Махрищский монастырь. Обитель располагалась, примерно, в 35 верстах к северо-востоку от Троицкого монастыря, основанного на горе Маковец.
Преподобный Сергий не раз посещал Махрищскую обитель для назидательных бесед с ее игуменом. Наиболее известен его приход в 1377 году. Согласно житию Стефана Махрищского, узнав о приходе преподобного Сергия в свой монастырь, он повелел ударить в било и со всей братией вышел к нему навстречу. Преподобные поклонились друг другу до земли, испрашивая взаимного благословения, и долго не вставали, потому что ни один из них не хотел сделать это первым. Наконец, вняв мольбам Стефана Махрищского, преподобный Сергий благословил его и братию. Все вместе вошли в церковь для краткой молитвы. Гостеприимный Стефан пригласил Сергия на трапезу, и они долго беседовали о спасении души.
Встреча преподобных Сергия и Стефана в Махрищской обители
Несколько дней провел преподобный Сергий у своего друга, осматривая обитель и радуясь ее процветанию. Наконец он сказал Стефану: «Желал бы я, отче, найти себе при помощи Божией такое уединенное место, где можно было бы безмолвствовать. Твои ученики хорошо знают здешние пустынные места; итак, прошу твою любовь, дай мне одного из них в провожатые». – «Нет ничего в монастыре сем, что было бы возбранено тебе», – ответил Стефан. Он не только с любовью исполнил просьбу Преподобного, отпустив с ним ученика своего Симона, но и сам проводил святого друга версты за три от обители, где они отдохнули у источника и простились. Здесь в память об их дружеском прощании позднее была поставлена часовня. Ежегодно к ней совершался крестный ход из приходской Сергиевой церкви.
Преподобный Сергий, обойдя в сопровождении Симона многие пустынные места, выбрал одно из них на реке Киржач, где и поселился в безмолвии. Через несколько лет, по настоянию святителя Алексия и троицкой братии, он вернулся в Троицкую обитель, поставив строителем Киржачского монастыря своего ученика Романа.
Преподобный Стефан, по примеру преподобного Сергия, поучал иноков не столько словом, сколько примером, не отличаясь от братии в одежде и пище, облеченный в рубище, как бы один из последних, первенствуя только на молитве, ибо никому не уступал в трудах. Не только иноки, но и миряне стекались к нему за духовным советом.
Подобно преподобному Сергию, Стефан Махрищский один раз также был вынужден покинуть основанную им обитель. В шестидесяти верстах от Вологды преподобный Стефан и его ученик Григорий основали Троицкую Авнежскую пустынь. Со временем слава об авнежских иноках дошла до Москвы.
Преподобный Стефан благословляет Григория и Кассиана Авнежских
Став владимирским великим князем в 1363 году, Димитрий Иоаннович через некоторое время узнал о месте пребывания преподобного Стефана и вызвал его в Москву. По пути преподобный Стефан посетил Махрищскую обитель, где с радостью был встречен братией, умолявшей его не оставлять их более.
В Москве преподобного Стефана милостиво принял святитель Алексий, и великий князь Димитрий Иоаннович дал льготы Махрищской обители и подтвердил право преподобного Стефана на настоятельство в ней. Вернувшись в Махрищский монастырь, преподобный Стефан ввел общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией, изредка посещая Москву. Так, например, между 1380–1383 годами во время одной из таких поездок преподобный постриг в рясофор Коему (впоследствии основателя Кирилло-Белозерского монастыря), родственника и казначея великокняжеского окольничего и боярина Тимофея Васильевича Вельяминова.
Достигнув преклонных лет, преподобный Стефан передал игуменство старцу Илии и принял великую схиму. 14 июля 1406 года, причастившись Святых Христовых Таин, он предал свою душу Богу. От святых мощей преподобного Стефана веяло благоуханием и совершались многочисленные чудеса.
Спустя много лет после преставления Стефана в Махрищекой обители жил благоговейный старец инок Герман, днем и ночью предстоявший в молитвах Богу. Однажды ночью, выйдя из келии, он увидел над гробом преподобного огонь. Ужаснулся старец и поспешил возвестить о том игумену Ионе, который увидел из окна своего тот же огонь, как бы луч света, сиявший от гробницы. В то время пришел из обители преподобного Сергия игумен Арсений и, услышав о чудном явлении, духовно уразумел знамение благодати Божией. Он велел поставить над могилой гробницу, осенить ее покровом и возжечь пред нею неугасимую лампаду.
Гробница с ракой над святыми мощами прп. Стефана Махрищского
С того времени возобновилось почитание святого, уже почти забытого, ему было установлено ежегодное празднование.
В 1550 году при постройке нового каменного храма во имя Живоначальной Троицы мощи преподобного Стефана были обретены нетленными, но оставлены в новом храме под спудом. От кожаного парамана, найденного на его персях и вложенного в серебряный крест, последовали исцеления больных, прикасавшихся к нему с верой.
Монастырский храм Прп. Стефана Махрищского
По молитвам преподобного происходили и другие чудеса. Однажды в праздник Пятидесятницы в обитель собралось до двух тысяч богомольцев (по некоторым источникам, это случилось в 1557 году), был голод, в обители не хватало хлеба. Игумен Варлаам (будущий епископ Суздальский), желая исполнить завет Стефана, учившего питать всех приходящих в монастырь, не знал, как быть. С верою он обратился в молитве к святому, прося у него помощи: «Знаю, о преподобный, что, если только хочешь, можешь нам помочь своими молитвами и малыми сими хлебами насытить множество народа». Игумен велел монаху Симеону, служившему за трапезой, весь наличный хлеб разделить и разложить на столы. Симеон мысленно осудил Варлаама, полагая, что это не только не накормит множество народа, но и лишит братию завтрашнего пропитания, однако исполнил повеление. По молитве Стефана произошло чудо: не только все паломники насытились, но еще осталось столько хлеба, что братия питались им три месяца.
Игумен Варлаам стал первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефана. Он разыскал записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного, и стал записывать известные ему чудеса, происходившие у святых мощей подвижника. На основе этих записей игумен переславского Данилова монастыря Иоасаф по благословению митрополита Московского Макария составил житие и службу преподобному Стефану.
Память преподобного Стефана Махрищского совершается 14/27 июля.
Тропарь преподобному Стефану Махрищскому
глас 8
Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче,/ Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Стефану Махрищскому
глас 8
Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко во град, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце/ и всех возвышати к Божественней высоте,/ темже, имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.
Молитва преподобному Стефану Махрищскому
Всеблаженне и преподобне отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, Престолу Ея предстоя с лики святых Ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе, услыши молитвы наша и принеси к Престолу Триипостаснаго Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники быти благодатных дарований, имиже Бог тя обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах и заступник от враг видимых и невидимых, да и мы, предстательством и богоприятными твоими молитвами будем наследницы Царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти Престолу Царя славы, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.
Источник: Троицкий патерик. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра