Неподалеку от Успенского собора Лавры, против северо-западного угла его, покоятся бренные останки царя Бориса Годунова, его кроткой супруги Марии, невинного сына – царя Федора – и дочери Ксении (в иночестве Ольги).
По церковно-историческому месяцеслову 14 мая в Троице-Сергиевой Лавре совершалась панихида по царю Борису Феодоровичу Годунову († 13 апреля 1605 г.), супруге его Марии Григорьевне, сыну Феодору Борисовичу и дщери Ксении, во инокинях Ольге Борисовне (возможно, накануне дня Ангела).
Царь Борис Феодорович родился в 1552 году, вступил на престол в 1598 году по смерти царя Феодора Иоанновича.
5 апреля 1605 года Борис Годунов, встав от обеда, поднялся на высокий дворцовый терем, с которого часто обозревал Москву. Но вдруг поспешно сошел оттуда и стал жаловаться на колотье и тошноту. Приближенные бросились за врачами и духовенством, а между тем царю становилось все хуже: из носа и ушей у него пошла кровь, он начал терять сознание… Едва успели причастить Бориса Годунова Святых Таин и наскоро совершить пострижение в схиму с именем Боголепа, как он испустил дух, оставив семью и престол в роковые минуты. Умер царь в 1605 году 1-го мая, как гласит надпись на его гробнице.
На следующий день Бориса Годунова погребли в Архангельском соборе Кремля – усыпальнице московских государей, однако злоба людская преследовала царя и за гробом. Не признавая при жизни его прав на престол, бояре и мертвому не хотели дать ему места среди погребений властителей Московского государства. Через шесть недель, по воцарении Лжедимитрия, когда сын царя Бориса Феодор был свергнут с престола и убит вместе с матерью (июня 10, 1605 г.), тело Бориса Годунова извержено было чернью из царственной могилы Архангельского собора и вместе с прахом Марии Григорьевны и сына Феодора в деревянной колоде погребено на «убогом доме» Варсонофьевского монастыря.
Но и здесь их прах не нашел вечного упокоения. Через 15 месяцев воцарившийся царь Василий Иоаннович Шуйский в сентябре 1606 года приказал перевезти останки Годуновых в Троице-Сергиев монастырь и похоронить на паперти против северо-западного угла Успенского собора, что и было исполнено: гробы их торжественно перенесены в Троицкую обитель тамошними иноками и зарыты в трапезе близ западных дверей Успенского собора.
Ксения Годунова, во иночестве Ольга, в Троицком монастыре
В 1622 году, августа 30, скончалась и дочь Годунова Ксения Борисовна и погребена тут же (Ксения Годунова пребывала в Троице-Сергиевом монастыре во время осады; сохранились ее письма, написанные в это время).
В 1781 году паперть собора была уничтожена, а над гробницами Бориса Годунова, его супруги, их сына Федора и дочери Ксении был устроен низкий каменный шатер.
Ежегодно 14 мая перед Литургией панихида по Годуновым совершалась соборно на их могиле при печальных звуках большого Годуновского колокола. При служении Божественной литургии употреблялись в сей день вклады Годунова: сосуды, воздухи и покров на мощи преподобного Сергия.
Из фамилии Годуновых погребены еще в Лавре супруга Якова Михайловича Годунова (сконч. 1590 года) и дети Стефана Стефановича Годунова – младенцы Василий, Андрей и Агриппина.
Вместе с ними поминают Хворостининых, Морозовых и Михалковых. Из роду Хворостининых покоятся в Лавре: князь Дмитрий Иванович Хворостинин, во иноцех Дионисий (сконч. 1590 г.), Григорий Дмитриевич (1602), Феодор Иванович (1609), Иван Дмитриевич (1613) и Иван Андреевич (1625) и княгини Антонида Васильевна и Евдокия Никитична Хворостинины.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра