13/26 июня празднуется память преподобного Даниила Черного.
Преподобный Даниил Черный
Иконописец Даниил был учителем и сопостником преподобного Андрея Рублева. Даниил, как полагают, родился около 1350 года, но дата эта весьма условная. Ничего не известно ни о месте рождения Даниила, ни о его родителях. Неизвестно также, когда Даниил встретился с преподобным Андреем, которому он стал не только учителем в художественном мастерстве, но и духовным единомышленником и другом. Даниил, как полагают исследователи, принял монашество в московском Спасо-Андрониковом монастыре или в другой митрополичьей обители. Отличался строгостью жизни. Прозвище «Черный» впервые упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII – начало XVIII вв.), в более ранних источниках Даниил называется только по имени. Цельность творческого наследия преподобных Андрея и Даниила такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной.
Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих» пишет со слов старца Спиридона, игумена Троицкого монастыря, что преподобные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были весьма добродетельны и ревностны в постничестве и монашеском делании и потому сподобились Божественной благодати. Исполненные Божественной любви, они, по словам преподобного Иосифа, никогда не упражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету, чувственное же око возводили к образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. В праздник Светлого Христова Воскресения они, имея перед собою всечестные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости. И не только в этот день так поступали, но и в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого, пишет преподобный Иосиф, Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство.
«Дивные добродетельные старцы-живописцы Даниил и вышеназванный Андрей,
имевшие друг к другу истинную духовную братскую любовь…»
Последние свои труды иконописцы совершили в обители преподобного Сергия Радонежского. В ней после обретения его мощей преподобные Даниил и Андрей Рублев по благословению преподобного Никона расписывали Троицкий собор. «Преподобный, – согласно житию святого, – поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, сопостника его Андрея и их помощников; поспешно совершает он дело, потому что провидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела. При помощи Божией они усердно принялись за дело, весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим».
«Исполнилось желание преподобного отца настоятеля Никона, и Даниил и Андрей
согласились исполнить его просьбу и украсили росписями эту церковь
в конце своей богоугодной блаженной жизни».
Лицевое житие преподобного Сергия
После окончания работ иконописцы возвратились в Андроников монастырь, где прожили еще некоторое время. В конце жизни оба были старцами монастыря. Между кончиной сподвижников, преставившихся около 1427–1430 года, существовал некоторый временной разрыв – не менее 40 дней. Погребены они в разных могилах, но, несомненно, рядом друг с другом на монастырском кладбище, к юго-западу от Спасского собора.
Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). А.В. Конюшевский
(выпускник Иконописной школы 1998 года).
Икона. Сергиев Посад. 1999 год.
Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.
С течением времени их могилы оказались под колокольней, пристроенной к юго-западному углу храма. Согласно сообщению «Алфавита русских святых» инока старообрядческого Керженского монастыря Ионы, составленного в начале XIX века и полученного от насельников Рогожского старообрядческого поповского кладбища, их могилы еще существовали во второй половине XVIII века (до 1797–1798 гг.). Перестройки в Андрониковом монастыре, проводившиеся в конце того же столетия, не пощадили захоронений иконописцев; их могилы сровняли с землей и предали забвению.
Об иконах преподобных Даниила и Андрея еще в XVI–XVII веках свидетельствовали, что они «все чудотворные». В Степенной книге, составлявшейся под непосредственным руководством митрополита Московского Макария и царского духовника Афанасия в 1560–1563 годах, преподобные Андрей и Даниил именуются «богодухновенными мастерами». Никто не сомневался в их святости.
Память преподобного Даниила Черного совершается 13/26 июня.
Тропарь Андронику, Савве и Александру Московским, Даниилу Черному, Андрею Рублеву, глас 2
Плоды добродетелей на земли принесше, / преподобнии отцы, / в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети, / и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу, / Юже дерзновенно молите / спастися душам нашим.
26 июня 2019