27 ноября 2017 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре прошла конференция, которая носила название: «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия». Она была посвящена анализу различных экспертиз и исследований, которые проводились совместно под эгидой Следственного комитета РФ и Церковной комиссией Русской Православной Церкви, созданной специально для изучения останков, найденных под Екатеринбургом.
Хотя в зале Сретенского монастыря находились лишь представители Церкви, эксперты, ученые, историки и небольшое число общественных деятелей, которые уже на протяжении многих лет посвящают свои труды поиску истины в деле о кровавом убийстве Царской семьи, тем не менее можно сказать, что сама конференция носила предельно открытый характер: телеканалы «Спас» и «Союз» вели онлайн-трансляцию, в частности на порталах «Патриархия.ру» и «Православие.ру».
В президиуме конференции присутствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, а также секретарь упоминаемой Церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом, наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.
Святейший Патриарх Кирилл, как и члены Церковного Синода, находившиеся в первых рядах актового зала Сретенской семинарии, принимали горячее и активное участие в работе конференции, которая продолжалась (с перерывом на обед и кофе-брейк) девять с половиной часов! Представители Церкви задавали проводившим исследования историкам, антропологам, судмедэкспертам самые разные вопросы, чтобы максимально прояснить ситуацию вокруг так называемых екатеринбургских останков. Вел конференцию епископ Егорьевский Тихон. Особая роль, а вместе с ней и ответственность, выпала на долю старшего следователя по особо важным делам Следственного комитета РФ, полковника юстиции Марины Викторовны Молодцовой, отвечавшей практически за все юридические и следственные вопросы, возникавшие по ходу проведения данного расследования.
Конференция началась с молитвы перед иконой святых Царственных страстотерпцев, после чего Святейший Патриарх обратился к участникам с приветственным словом. В нем Его Святейшество особо подчеркнул два, наверное, самых главных момента.
Первое: Русская Православная Церковь до сего дня не могла согласиться с результатами экспертиз, которые проводились в 90-е годы прошлого века, потому что Церковь не имела возможности удостовериться в их подлинности. В те годы от Русской Православной Церкви требовали беспрекословно принять результаты следствия. И лишь недавно благодаря поддержке Президента России Владимира Путина Церкви предоставили возможность принять непосредственное участие в новом расследовании, которое проводится теперь по строгим научным правилам и максимально открыто для общественности.
И второе: как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, в настоящее время у Церкви еще не сформировалась четкая позиция по всем вопросам, расследование продолжается, но в любом случае окончательное решение в вопросе екатеринбургских останков останется за Архиерейским Собором.
Вероятно, есть смысл напомнить читателям «Прихожанина», пусть и вкратце, суть истории.
Как все мы помним, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме, принадлежавшем инженеру Ипатьеву, были зверски убиты (хотя это называется расстрелом, но по сути – кровавое убийство – Ред.) последний российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна, цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия. Вместе с членами Царской семьи были также убиты лейб-медик Евгений Боткин, лейб-повар Иван Харитонов, царский камердинер полковник Алексей Трупп и комнатная девушка императрицы Анна Демидова.
Тела расстрелянных в ту же ночь убийцы увезли в неизвестном направлении. Дальше начинается цепь загадочных событий. Следователь Омского суда Николай Соколов, который в 1919 году расследовал убийство Царской семьи, пришел к выводу, что тела убитых были облиты кислотой и сожжены в одной из шахт в месте, которое носит название Ганина Яма. Именно там он обнаружил кострище, где нашлись детали одежды и украшения, принадлежавшие Царской семье. Но сами тела найдены не были.
Спустя более полувека, в 1979 году, исследователи Александр Авдонин и Гелий Рябов, используя старые карты и архивные материалы, провели свое расследование и обнаружили в нескольких километрах от Ганиной Ямы на Старой Коптяковской дороге в так называемом Поросенковом Логу захоронение с останками 9 человек. Конечно, в 70-е годы при советской власти никто не позволил бы изучать останки Царской семьи, поэтому Авдонин и Рябов закопали их обратно.
Новые раскопки в Поросенковом Логу начались в 1991 году. Тела 9 человек были извлечены и отправлены на экспертизу. По результатам следствия в 1998 году правительственная комиссия РФ объявила, что данные останки принадлежат членам Царской семьи и приближенным к ним людям. В итоге останки были захоронены в Екатерининском приделе Петропавловского собора.
В 2007 году поблизости от первого захоронения в Поросенковом Логу было найдено еще одно место, где в старом кострище были обнаружены, предположительно, останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии.
Проблема заключается в том, что до настоящего времени ни Русская Православная Церковь, ни большое число верующих не признают кости, обнаруженные на Старой Коптяковской дороге, останками Царской семьи. Сотни верующих людей приходят на Ганину Яму (сегодня там находится мужской монастырь в честь Святых Царственных страстотерпцев – Ред.), чтобы поклониться тем местам, где, как считают многие, под землей покоятся сожженные настоящие останки Царской семьи. И вот уже на протяжении почти 20 лет не утихают споры на тему, какое место считать могилой последнего императора.
Теперь вернемся к конференции. Пересказать девятичасовое мероприятие в небольшой статье практически невозможно. Поэтому попробую выделить некоторые, на мой взгляд, главные и интересные моменты.
Прежде всего, понятно, что данная конференция представляет собой лишь промежуточный этап в большой исследовательской работе. Потребуется еще немало времени и различных экспертиз, прежде чем данное следствие подойдет к завершению. Русская Православная Церковь стремится к тому, чтобы провести максимально возможную скрупулезную работу и избежать при принятии решения любой ошибки или обвинения в неточности или неаккуратности.
Именно поэтому к следственным работам привлечены эксперты из самых разных сфер: антропологи, генетики, медики, историки, архивисты… Ряд генетических экспертиз в настоящее время проводится в самых лучших генетических и биологических лабораториях мира. Причем, как сказал епископ Тихон, все эксперты дали подписку о неразглашении любой информации до завершения следственных действий, а также об уголовной ответственности в случае неверной экспертизы.
Хотя к настоящему моменту далеко не все исследования проведены, но эксперты, которые выступали на конференции, достаточно убедительно обосновывали то, что находящиеся в Екатерининском приделе Петропавловского собора останки принадлежат Царской семье. При этом следует отметить, что для этой работы были приглашены лучшие специалисты в своей области.
Особенно запоминающимся стал подробный и содержательный доклад заведующего кафедрой уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций, доктора медицинских наук, судебного медика и криминалиста Вячеслава Леонидовича Попова. Он, во-первых, практически полностью реконструировал черепа екатеринбургских останков и показал их соответствие облику членов Царской семьи. Вячеслав Леонидович отдельно остановился на черепе № 4 (который, как считают эксперты, соответствует останкам императора Николая II – Ред.), показал его полное совпадение с обликом императора и даже отметил на черепе две так называемые «костные мозоли» – следы прижизненного повреждения головы (известно, что в 1891 году во время пребывания цесаревича Николая в японском городе Оцу он подвергся нападению японского полицейского Цуды Сандзо. Прежде, чем нападавшего схватили, тот успел нанести наследнику русского престола два удара саблей по голове – Ред.). И данные «костные мозоли» на черепе – следы от удара японской саблей, – по словам эксперта, лишнее доказательство того, что череп № 4 принадлежит останкам последнего российского императора.
Второй интересный момент в рассказе криминалиста Вячеслава Попова касался сожжения тел. Те, кто защищает версию об останках на Ганиной Яме, утверждают, что все тела были облиты кислотой и полностью сожжены в шахте № 7. Но, как заметил эксперт, сжечь полностью тела в условиях прохладной погоды, влажной почвы, используя свежие дрова, невероятно сложно, даже если жечь их в течение целого дня. А по воспоминаниям убийц, они сжигали тела лишь 2 часа. «За это время уничтожить полностью тела огнем невозможно», – заявил эксперт.
С этим утверждением согласился и Предстоятель Церкви. Патриарх Кирилл рассказал собравшимся, как ему во время поездки в Индию довелось наблюдать сжигание умерших. «Сжигают целый день, с утра до поздней ночи, – рассказал Патриарх Кирилл. – Используют огромные сухие дрова. В результате кремации остаются руки, ноги, которые потом сбрасывают в Ганг». Святейший Владыка даже посоветовал членам комиссии совершить поездку в индийский город Варанаси, посмотреть на подобные кремации и уже после этого решать, возможно ли было сожжение членов Царской семьи на Урале в совершенно иных климатических условиях.
Еще один эксперт, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, ортопед-стоматолог высшей категории Владимир Николаевич Трезубов в своем выступлении рассказывал о проведенной им экспертизе екатеринбургских останков по зубочелюстным частям скелетов. Она не только показала высокую степень совпадения челюстей с обликами членов Царской семьи и людей из царской свиты, но и доказала кровное родство пяти зубочелюстных частей, которые, как предполагается, соответствуют останкам императора, его супруги и трех великих княжен.
Первая часть конференция была отдана экспертам-криминалистам: медикам, антропологам, следователям. Все они в той или иной степени утверждали, что кости, найденные в Поросенковом Логу на Старой Коптяковской дороге, являются останками расстрелянных членов Царской семьи и приближенных к ним лиц.
После перерыва на обед слово взяли историки. Они рассказывали об экспертизе различных исторических и архивных документов, записок, воспоминаний, выступлений и даже допросов тех людей, которые принимали непосредственное участие в убийстве Царской семьи и последующем сокрытии их останков. По ходу каждого выступления уточняющие вопросы задавали и сам Святейший Патриарх, и епископ Егорьевский Тихон, и некоторые члены Священного Синода.
Их всех выступлений мне особенно понравился и запомнился очень четкий и конкретный доклад ведущего научного сотрудника Института «Русская антропологическая школа» РГГУ, кандидата исторических наук Евгения Владимировича Пчелова. Он очень подробно описал, как могли происходить события после расстрела в Ипатьевском доме. Согласно мнению Евгения Владимировича тела членов Царской семьи, а также доктора Боткина, повара Харитонова, камердинера Труппа и комнатной девушки Демидовой сначала привезли на Ганину Яму. Там с них сняли одежду, забрали обнаруженные в ней зашитые драгоценности. Потом всю одежду сожгли здесь же на месте, а тела скинули в шахту рудника № 7 и попытались взрывами навечно похоронить. Но неудачно.
Тогда убийцы поехали искать другое место для захоронения останков, которое в итоге нашли на Старой Коптяковской дороге в Поросенковом Логе. Там тела 9 человек облили концентрированной серной кислотой, подожгли, а после завалили деревянными шпалами. Тела цесаревича Алексея и княжны Марии сожгли в другом кострище по соседству с первым.
Вот таким образом видят в настоящее время картину преступления эксперты-историки.
После докладов участники конференции задавали экспертам много самых разных вопросов. О почве: место захоронения находилось на глиняной почве или в торфяном болоте? О пулях: из какого материала они были сделаны и почему свинец от пуль был обнаружен на месте первого кострища на Ганиной Яме? О способе сжигания тел: использовали ли убийцы для сжигания какую-нибудь емкость типа бочки или корыта или жгли на открытой местности? Надо отметить, что практически ни один из вопросов не остался без ясного экспертного ответа.
Постепенно тема обсуждения вышла за рамки расследования самих екатеринбургских останков. Историки, в частности, дали ответ на вопросы, связанные с различными домыслами, которые распространялись после убийства Царской семьи. К примеру, существовала легенда о том, что голова императора Николая II после расстрела была доставлена в Кремль лично Ленину и он держал ее у себя в заспиртованной колбе. Отвечая на этот вопрос, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор юридических наук Василий Степанович Христофоров, на протяжении трех лет возглавлявший управление архивных фондов ФСБ России, заявил, что версия об отрубленной голове, привезенной в Кремль Ленину, ничем не подтверждается.
Зато из докладов и пояснений историков на этой конференции теперь можно сделать косвенный, но четкий вывод: убийство Царской семьи не было инициативой уральских большевиков – оно было прямо санкционировано из Москвы Лениным и Свердловым.
Под конец обсуждения была поднята тема ритуальности убийства последнего российского императора. Участники конференции коснулись кабалистических надписей, обнаруженных после расстрела в доме Ипатьева (на обоях в Ипатьевском доме были найдены различные надписи, в частности искаженная строчка на немецком из стихотворения Г. Гейне «Валтасар»: «Валтасар сегодня ночью был убит своими слугами», – и ряд иных странных знаков то ли на древнееврейском, то ли на санскрите – Ред.). Как заметил наместник Сретенской обители, версии ритуальности убийства Царской семьи придерживается значительная часть Церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом. «У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства, – подчеркнул владыка Тихон. – Более того, у значительной части Церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было». Он, правда, тут же добавил, что версия ритуального убийства должна быть доказана и обоснована.
Слова наместника Сретенского монастыря о версии ритуального убийства поддержала и координирующая весь процесс расследования старший следователь по особо важным делам Следственного комитета РФ Марина Викторовна Молодцова. Она заявила, что Следственный комитет России намерен провести специальную историко-психологическую экспертизу, чтобы проверить версию о ритуальном характере убийства Царской семьи в Ипатьевском доме.
Нельзя, конечно, сказать, что все участники конференции были удовлетворены услышанными докладами, которые по сути дела подводят к мысли, что найденные екатеринбургские останки принадлежат членам Царской семьи. Как заметила выступавшая из зала жительница Екатеринбурга, она и ее единомышленники не могут согласиться с услышанным и признать настоящей находку в Поросенковом Логе. В качестве довода она сказала, что Церковь должна руководствоваться благодатью, а благодать верующие испытывают, приходя на поклонение только на Ганину Яму. На эти слова Святейший Патриарх еще раз напомнил всем присутствующим, что расследованию дела еще далеко до завершения и что в любом случае решение о признании или непризнании екатеринбургских останков по завершении всего комплекса экспертиз будет решать только Архиерейский Собор.
Петр Селинов
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра