17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Вот их имена:
священномученик ИОАНН Артоболевский, протоиерей;
преподобномученица РАФАИЛА (Вишнякова), схимонахиня;
игумен ЕПИФАНИЙ (Авдеев);
иеромонах ИЕРОНИМ (Киселев);
иеромонах МИТРОФАН (Преображенский);
иеромонах НЕСТОР (Балашов);
иеромонах САВВАТИЙ (Григорьев);
иеродиакон АФФОНИЙ (Вишняков);
протоиерей ВЛАДИМИР Страхов;
монахиня ЛИДИЯ (Иванова);
монахиня СОФИЯ (Тучкова);
мирянин Андрей Куркин;
мирянин Иоанн Зайцев;
мирянин Фома Богуцкий;
иеромонах НИФОНТ (Мамаев), расстрелян 21 февраля 1938 года.
После закрытия Троице-Сергиевой Лавры в 1920 году молитвенная жизнь в Сергиевом Посаде (Загорске) не прекращалась. Монахи совершали богослужения в Пятницкой и Введенской церквях, расположенных неподалеку от Святых врат обители, — Пятницкое подворье тогда стали называть «малой Лаврой». Православные христиане Загорска и его окрестностей в 1920–1930-х годах объединились вокруг последних лаврских духовников: преподобномученика Кронида (Любимова) — архимандрита, наместника обители перед ее закрытием, преподобного Алексия (Соловьева) — иеросхимонаха Зосимовой пустыни, и игумена Ипполита (Яковлева). Верующие заботились о сохранении святынь и могилок почивших наставников, о поминовении почившей и убиенной братии, оказывали материальную помощь друг другу и гонимому духовенству. Некоторые из них собирались тайно на квартирах и проводили богослужения. Неудивительно, что в рамках проводимой в то время борьбы с религией эту деятельность сочли «антисоветской и направленной на свержение советской власти».
В хронологии развернувшихся в ХХ веке репрессий на Радонежской земле можно выделить несколько основных дел, сфабрикованных против духовенства и верующих. Это «Дело архимандрита Кронида и др., г. Загорск, 1937 г.», дело «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области» 1928 года, дело «Истинных православных христиан» и «Дело Хотьковского монастыря» 1931 года, дело «Духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием» 1935 года и «Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры» 1938 года.
По этому делу проходило 11 человек, некоторые из них даже не были знакомы друг с другом. Все подследственные были монашествующими, кроме одного мирянина, Ф.Я. Богуцкого. Дело создавалось по образцу «Дела архимандрита Кронида» и являлось его логическим продолжением.
Следствие велось необычайно жестокими методами (что потом было подтверждено даже самими следственными органами в 1939 году). В обвинительном заключении говорилось: «В процессе по делу контрреволюционной церковно-монархической группы активными участниками являлись бывшие монахи Троице-Сергиевой Лавры, которые организовали тайный монастырь и проводили нелегальные богослужения на дому, <…> систематически проводили среди окружающих контрреволюционную агитацию и распространяли клеветнические слухи о гонении на религию и духовенство, о войне и скорой гибели советской власти».
Трое из одиннадцати человек не признали своей вины. Среди них — монахиня София (Тучкова). На следствии, которое, как было сказано выше, велось очень жестокими методами, она проявила необыкновенное мужество, заявив: «Я уже пострадала за свои убеждения, но я готова на все. Пусть меня снова мучают в лагерях, я все равно везде буду говорить о том, что советская власть замучила и разорила весь русский народ, но все равно придет время: русский народ расплатится со своими угнетателями...»
Проходившая по делу преподобномученица Рафаила даже не проживала в Загорске, она лишь несколько раз приезжала в Лавру для поклонения святыням. Возможно, она была знакома с некоторыми лаврскими монахами и оказывала им материальную помощь — в деле указан факт помощи духовенству в местах лишения свободы. Однако доподлинно не известно, были ли это насельники Сергиевой обители, на единственном допросе матушке даже не задали вопрос о возможной связи с ними.
Следственные действия провели в кратчайшие сроки. Практически все обвиняемые были допрошены только один раз. 19 января 1938 года были арестованы первые подозреваемые — иеромонах Нестор (Балашов) и иеродиакон Аффоний (Вишняков), 9 февраля уже было готово обвинительное заключение, 14 февраля на заседании судебной тройки УНКВД МО все 11 человек были проговорены к высшей мере наказания — расстрелу, а 17 февраля приговор был приведен в исполнение. 10 осужденных были казнены и захоронены на территории Бутовской спецзоны НКВД. Иеромонах Нифонт (Мамаев) был единственным из приговоренных, кого расстреляли там же, но чуть позже — 21 февраля.
Еще четыре человека, расстрелянных 17 февраля, проходили по другим делам. Это преподаватели Московской духовной академии священномученик Иоанн Артоболевский и протоиерей Владимир Страхов, а также проживавшие в Загорске миряне Андрей Куркин и Иоанн Зайцев.
Как известно, 10 декабря празднуется Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Это день, когда в 1937 году на Бутовском полигоне были расстреляны последний наместник Лавры преподобномученик Кронид и несколько человек лаврской братии и посадского духовенства. 17 февраля можно по праву считать вторым днем празднования Собора.
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра