Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры

17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.

Вот их имена:

священномученик ИОАНН Артоболевский, протоиерей;

преподобномученица РАФАИЛА (Вишнякова), схимонахиня;

игумен ЕПИФАНИЙ (Авдеев);

иеромонах ИЕРОНИМ (Киселев);

иеромонах МИТРОФАН (Преображенский);

иеромонах НЕСТОР (Балашов);

иеромонах САВВАТИЙ (Григорьев);

иеродиакон АФФОНИЙ (Вишняков);

протоиерей ВЛАДИМИР Страхов;

монахиня ЛИДИЯ (Иванова);

монахиня СОФИЯ (Тучкова);

мирянин Андрей Куркин;

мирянин Иоанн Зайцев;

мирянин Фома Богуцкий;

иеромонах НИФОНТ (Мамаев), расстрелян 21 февраля 1938 года.

После закрытия Троице-Сергиевой Лавры в 1920 году молитвенная жизнь в Сергиевом Посаде (Загорске) не прекращалась. Монахи совершали богослужения в Пятницкой и Введенской церквях, расположенных неподалеку от Святых врат обители, — Пятницкое подворье тогда стали называть «малой Лаврой». Православные христиане Загорска и его окрестностей в 1920–1930-х годах объединились вокруг последних лаврских духовников: преподобномученика Кронида (Любимова) — архимандрита, наместника обители перед ее закрытием, преподобного Алексия (Соловьева) — иеросхимонаха Зосимовой пустыни, и игумена Ипполита (Яковлева). Верующие заботились о сохранении святынь и могилок почивших наставников, о поминовении почившей и убиенной братии, оказывали материальную помощь друг другу и гонимому духовенству. Некоторые из них собирались тайно на квартирах и проводили богослужения. Неудивительно, что в рамках проводимой в то время борьбы с религией эту деятельность сочли «антисоветской и направленной на свержение советской власти».

В хронологии развернувшихся в ХХ веке репрессий на Радонежской земле можно выделить несколько основных дел, сфабрикованных против духовенства и верующих. Это «Дело архимандрита Кронида и др., г. Загорск, 1937 г.», дело «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области» 1928 года, дело «Истинных православных христиан» и «Дело Хотьковского монастыря» 1931 года, дело «Духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием» 1935 года и «Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры» 1938 года.

По этому делу проходило 11 человек, некоторые из них даже не были знакомы друг с другом. Все подследственные были монашествующими, кроме одного мирянина, Ф.Я. Богуцкого. Дело создавалось по образцу «Дела архимандрита Кронида» и являлось его логическим продолжением.

Следствие велось необычайно жестокими методами (что потом было подтверждено даже самими следственными органами в 1939 году). В обвинительном заключении говорилось: «В процессе по делу контрреволюционной церковно-монархической группы активными участниками являлись бывшие монахи Троице-Сергиевой Лавры, которые организовали тайный монастырь и проводили нелегальные богослужения на дому, <…> систематически проводили среди окружающих контрреволюционную агитацию и распространяли клеветнические слухи о гонении на религию и духовенство, о войне и скорой гибели советской власти».

Трое из одиннадцати человек не признали своей вины. Среди них — монахиня София (Тучкова). На следствии, которое, как было сказано выше, велось очень жестокими методами, она проявила необыкновенное мужество, заявив: «Я уже пострадала за свои убеждения, но я готова на все. Пусть меня снова мучают в лагерях, я все равно везде буду говорить о том, что советская власть замучила и разорила весь русский народ, но все равно придет время: русский народ расплатится со своими угнетателями...»

Проходившая по делу преподобномученица Рафаила даже не проживала в Загорске, она лишь несколько раз приезжала в Лавру для поклонения святыням. Возможно, она была знакома с некоторыми лаврскими монахами и оказывала им материальную помощь — в деле указан факт помощи духовенству в местах лишения свободы. Однако доподлинно не известно, были ли это насельники Сергиевой обители, на единственном допросе матушке даже не задали вопрос о возможной связи с ними.

Следственные действия провели в кратчайшие сроки. Практически все обвиняемые были допрошены только один раз. 19 января 1938 года были арестованы первые подозреваемые — иеромонах Нестор (Балашов) и иеродиакон Аффоний (Вишняков), 9 февраля уже было готово обвинительное заключение, 14 февраля на заседании судебной тройки УНКВД МО все 11 человек были проговорены к высшей мере наказания — расстрелу, а 17 февраля приговор был приведен в исполнение. 10 осужденных были казнены и захоронены на территории Бутовской спецзоны НКВД. Иеромонах Нифонт (Мамаев) был единственным из приговоренных, кого расстреляли там же, но чуть позже — 21 февраля.

Еще четыре человека, расстрелянных 17 февраля, проходили по другим делам. Это преподаватели Московской духовной академии священномученик Иоанн Артоболевский и протоиерей Владимир Страхов, а также проживавшие в Загорске миряне Андрей Куркин и Иоанн Зайцев.

Как известно, 10 декабря празднуется Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Это день, когда в 1937 году на Бутовском полигоне были расстреляны последний наместник Лавры преподобномученик Кронид и несколько человек лаврской братии и посадского духовенства. 17 февраля можно по праву считать вторым днем празднования Собора.

Иеромонах Пафнутий (Фокин)




Архимандрит Кронид (Любимов), монах  Макарий(Моржов), иеросхимонах Алексий Игумен Епифаний (Авдеев) Игумен Ипполит (Яковлев) Иеромонах Митрофан (Преображенский) Монахиня Лидия (Иванова) Монахиня София (Тучкова) Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Храм святого пророка
17 февраля 2025

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.