Г.В. Попов
Факт приглашения преподобным Никоном Радонежским художников для украшения нового собора-реликвария над гробом св. Сергия давно стал достоянием науки и не вызывает сомнений в достоверности. Вместе с тем обстоятельства «собирания» мастеров настоятелем Троицкого монастыря остаются неясными в некоторых деталях.
Как известно, после летописных упоминаний об Андрее Рублеве и Данииле под 1405 и 1408 гг. имена обоих художников всплывают лишь после большого хронологического перерыва и уже в житийной литературе. Первое летописное известие о Рублеве называет его «чернецом». Впервые — и единственный раз — названный летописью в статье под 1408 г. о работах во владимирском Успенском соборе Даниил 1 именуется лишь «мастером», без указания принадлежности к иноческому чину 2. Не упоминается здесь и об иночестве Рублева, о чем, несомненно, было известно предполагаемому составителю Троицкой летописи, Епифанию Премудрому 3. Известие 1408 г. сосредоточено на обстоятельствах и важности заказа: «...подписывати церковь каменую великую съборную святах Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго». Видимо, этим объясняется «сокращенность» сведений об авторах. По отношению к Даниилу этот «пробел» восполняется в позднейшей житийной литературе, связанной с именем Пахомия Логофета, откуда выясняется, что Даниил и Андрей Рублев были «спостниками» 4, то есть, по крайней мере, в течение нескольких лет пребывали в одной обители.
Троицкая летопись и вслед за ней последующие редакции с точностью указывают день начала работ во владимирском соборе, но не упоминают о сроке их окончания. Не исключено, что обширнейший и «невиданный» по размерам (по крайней мере для москвичей XIV — начала XV в.) интерьер древнего храма не был расписан за летний сезон 1408 г., и работы продолжались в 1409 г. Не исключено также, что к работам в Успенском соборе пришлось вернуться позднее, поскольку в следующем 1410 г., 3 июля, он был разграблен при очередном татарском набеге 5.
Отсутствие сведений об этом допустимо объяснять тем, что Троицкая летопись обрывается известиями именно 1408 г. Таким образом, прекращается относительно подробная фиксация крупнейших художественных работ 1390-1400-х годов — в первую очередь связанных с именем Феофана Грека, — обусловленная повышенным вниманием Епифания, по крайней мере к личности гениального константинопольского художника. Заказ на «подписание» владимирского собора был крупнейшим для своего времени и не мог не попасть в летопись (тем более в ожидании приезда нового митрополита).
В отличие от летописи житийные сочинения Епифания Премудрого не содержат упоминаний ни о Данииле, ни о Рублеве. Впервые их имена встречаются в так называемой Третьей редакции Жития Сергия и в Житии Никона, принадлежащих Пахомию Логофету (Сербу) и относимых Б.М. Клоссом к первой половине — середине 1440-х годов 6. Причем в первом из них, в разделе «О Андрониковском манастыри», упоминается один Андрей 7. И лишь в Житии Никона, описывая сооружение и роспись каменного Троицкого собора как «последнее рукоделие» преемника Сергия «на память о себе», Пахомий дает относительно подробную характеристику обоих иконописцев и рассказ об их «преставлении» 8.
Возможно, что за давностью лет (преподобный Сергий умирает в 1392 г., Никон — в 1428 г.) корреспонденты Пахомия и он сам не располагали исчерпывающими данными о последних годах жизни иконописцев — «спостников». Во всяком случае в обоих сочинениях повествование неоднозначно.
Так, в упомянутой редакции Жития Сергия, в том же отрывке «О Андрониковском манастыри», уделяется ими мание также только «Андрею именем, иконописцю преизрядному, всех превъсходящи мужей добродетельным житьем». По версии Жития, Рублев наряду с третьим игуменом Спасо-Андроникова монастыря Александром являлся учеником андрониковского игумена Саввы, в свою очередь бывшего преемником основателя обители «блаженного» Андроника. Вместе с остальными «прочии мнози ученици его» они создают «в обители себе церковь каменну красну зело, и подписанием чюдным украсиша ю в память свя- тыхъ отецъ своих, иже и до ныне зрится... И тако богоугодно поживше, къ Господу отъидоша» 9. Таким образом, создание Спасского собора и его оформление трактуются как акт памяти «святых отец» Андроника и Саввы. Событие это, судя по упоминанию игумена Александра, не выходит загрань 1427 г. 10 О приезде (или возвращении) Андрея Рублева в обитель из Троице-Сергиева монастыря после работ над заказом преподобного Никона Радонежского не сообщается.
Иначе освещаются события последних лет жизни художников в Житии Никона. Там, в рассказе о росписи Троицкого собора по заказу игумена, говорится следующее: «Събрав бо живописци мужи в добродетели съвръшенных, Данила именемъ и спостника его Андреа и неких с ними». Далее повествуется о блаженной кончине художников — сначала Андрея, затем Даниила. Кончается повествование следующей фразой: «Видеша же братьа сих преставление, познаше, яко сего ради въскоре хотяше подписанми церковь ону украсити, еже разумети ему Никону духовних онех мужи преставление...» (11). Из текста следует, что умирают оба в стенах Троице-Сергиева монастыря.
Примиряются эти версии в духовной грамоте Иосифа Волоцкого, около 1507 г., где сведения об Андрее Рублеве и Данииле, в свою очередь, опираются на предания, сообщенные автору троицким игуменом 1467-1474 гг. Спиридоном 12. По Иосифу, после работ в Троице художники перебираются в Андроников монастырь и здесь оканчивают свое житие. Изложение в духовной грамоте также не лишено неясностей и противоречий. Однако очередность работ и смерть «спостников» именно в Спасо-Андрониковом монастыре устанавливаются с безусловностью.
Поскольку «обретение» мощей Сергия состоялось 5 июля 1422 г., а новое здание Троицкого собора было освящено к осени 1425 г. 13, наиболее реальным периодом пребывания Даниила и Андрея Рублева в Троицкой обители были 1424-1425 гг. 14 Соответственно самым вероятным временем переезда художников в Андроников монастырь является конец 1425 г. или следующий год. Можно полагать также, что работы в местном Спасском храме были завершены не позднее 1427 г.
Из сказанного следует, что приблизительно с середины 20-х годов XV в. и Даниил, и Андрей Рублев находились на вершине полярности и творческой активности после длительного перерыва или, по крайней мере, полного невнимания к ним летописцев и авторов житийных циклов о Сергии и Никоне Радонежских.
Перерыв в сведениях о художниках в официальной хронографии, как отмечалось, наступает после известия Троицкой летописи под 1408 г. Часть исследователей предполагает при этом, что один из них, Андрей Рублев, получает позднее заказ на создание иконы «Ветхозаветной Троицы» для вновь отстроенной деревянной церкви в Сергиевом монастыре после возвращения иноков из Твери в период бегства «от лица Едигеева на Тверь», как о том сообщает Епифаний Премудрый (15). Существует мнение о создании иконы Рублевым около 1411-1412 гг. 16 Однако, поскольку хан Едигей покинул пределы Московской Руси около 20 декабря 1408 г. 17, резонно думать, что деревянная церковь в разоренном монастыре была воздвигнута вслед за возвращением туда иноков, то есть не позднее 1409 г. Тем же приблизительно временем возможно датировать и «Троицу» Андрея Рублева (ГТГ). И, поскольку весь комплекс нарративных источников подтверждает принадлежность иконы именно Рублеву, предположение о ранней дате ее создания позволяет наметить более четкие и осмысленные параллели между этим произведением и фресками Успенского собора во Владимире 1408 г.
В итоге можно констатировать, что первый, наиболее яркий и отчетливый по художественной значимости и исключительности период творчества Андрея Рублева приходится на первое десятилетие XV в. Его открывают декорация Евангелия Хитрово, около 1399 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3/М.8657), и цикл икон (ГТГ) и росписей из Успенского собора на Городке в Звенигороде, а, соответственно, завершает «Троица» 18.
С другой стороны, не исключено, что храмовым образом восстановленной после разорения церкви могла стать более ранняя икона «Ветхозаветной Троицы» (в варианте «Гостеприимства Авраама»), которую по всем формально- стилистическим признакам допустимо датировать около рубежа XIV-XV вв. и которая могла быть вывезена троицкими иноками при бегстве от Едигеева нашествия 19 наряду с кадилом игумена Никона 1405 г. и ранней, «голубой», плащанией. В этом случае, видимо, следует признать допустимой версию создания рублевского произведения для храма 1412 г., в котором оно (по мнению Б.С. Клосса) и находилось по крайней мере до строительства каменной Духовской церкви в 1476 г. 20
При всех вариантах построений очевидно, что промежуток в творческой биографии Рублева после 1408-1412 гг. и до нового этапа его совместной деятельности с Даниилом в 1424-1427 гг. остается белым пятном не только в личностно-биографическом аспекте, но и в плане уяснения степени интенсивности их участия в художественных процессах, приходящихся на основную часть 1410- 1420-х годов.
Косвенным указанием на определенную «востребованность» Рублева в тот период служит известие летописей о деисусе «Андреева писма Рублева» в золотом окладе, погибшем в Благовещенском соборе во время «великого пожара» 1547 г. 21 Принимая в расчет факт перестройки кремлевского храма в 1416 г. 22, допустимо полагать, что деисус мог быть создан именно для нового здания. Некоторые дополнительные аргументы в пользу такого предположения дает стилистика единственного фрагмента из алтарной части этого храма с деталью сцены «Тайной вечери» (ГИМ) 23. С другой стороны, безусловно, золотой оклад не мог украшать чрезмерно большой деисусный ряд (хотя само по себе его появление в эпоху митрополита Фотия не выглядит чем-то неожиданным).
Не исключено, далее, что недавно раскрытая из под записей икона «Рождество Христово» кремлевского собрания (24) может относиться к праздничному ряду в иконостасе собора 1416 г. Размер иконы лишь немногим превышает праздники ныне существующего сборного иконостаса Благовещенского собора, в наибольшей мере приближаясь к соответствующим иконам из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. При условии соотнесенн- ности здания 1416 г. с размерами белокаменного подклета — что в принципе не обязательно — здесь могло помещаться 10 или 12 икон (напомним, что в Благовещенском соборе ныне размещено 14 праздников, в Троицком — 18, в Рождественском соборе Саввино-Сторожеского монрастыря их было также 14) 25. Иными словами, подобная хронологическая привязка вполне допустима, но не безусловна, поскольку стилистически произведения московской иконописи второго и третьего десятилетий XV в. не всегда поддаются строгой локализации.
Сведения о том, откуда именно преподобный Никон «събрав... живописцы» для работ в Троицком монастыре, отсутствуют. Вряд ли он «собирал» (или подбирал) их самостоятельно, и скорее всего «некии» входили в состав мастерской Даниила и Андрея Рублева 1420-х годов. То, что основной состав мастерской или только ее руководители вслед за тем появляются в Спасо-Андроником монастыре, также очевидно. Однако то, что они прибывают в Троице- Сергиев именно из этой небольшой обители, представляется сомнительным. Более реальной выглядит связь мастерской с крупным московским монастырем. По некоторым косвенным данным им мог быть ставропигиальный Симонов 26. В Спасо-Андрониковом монастыре оба художника, насколько можно судить, появляются с вполне определенной целью: для «подписания» вновь построенного храма. И только смерть обоих легендарным образом связала их с этой обителью.
Исключив возможность произвольного «собирания» троицким игуменом исполнителей заказа, мы тем самым должны исключить и вероятность каких бы то ни было случайностей в организации работ по его исполнению.
Существует еще один аспект, связанный с обстоятельствами заказа и нуждающийся в предварительной оговорке. Каковы пределы «последнего рукоделия» преподобного Никона»? Включал ли заказ на «подписание» создание иконного ансамбля? Вопрос вполне уместен, поскольку ни одно из упоминаний о подобных работах — по крайней мере в пределах от конца XIV до XVI в. — не оговаривает особо иконную часть работ. Поэтому и ответ на него сохраняет долю гипотетичности.
Видимо, следует признать вероятным, что «подписание» уже действующих храмов отнюдь не всегда предполагало единовременное создание иконостаса. В частности, известие Троицкой летописи под 1405 г. о приглашении для работ в Благовещенском соборе Феофана Грека и других мастеров могло подразумевать только создание росписи, поскольку великокняжеским храм был освящен ранее и, несомненно, уже имел иконы. То же, видимо, следует заметить и в отношении Рождественского собора Ферапонтова монастыря, освященного в 1490 г. Характерно, что пространная молитвенная летопись 1502 г. в откосе северного портала о работах там под руководством Дионисия не упоминает об иконах — говорится лишь в «подписи» храма, соответственно художник «с своими чады» именуются «писцами» 27.
Специальное указание на заказ иконного ансамбля, насколько можно судить, содержит лишь летописная статья о работах в Успенском соборе Московского Кремля под 1481 г. 28 Возможно, это объясняется не только грандиозностью работ, возглавленных Дионисием, но и тем, что заказ от лица великокняжеского духовника, ростовского архиепископа Вассиана, был ограничен именно иконостасом.
С другой стороны, во вновь отстроенном каменном Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря тот же Дионисий с помощниками в 1485 г. не только расписывает храм, но и создает многоярусный иконостас, несмотря на то, что им незадолго до этого, в 1479 г., был уже написан комплекс икон для деревянного монастырского собора 29. Наиболее вероятным побудительным мотивом в этом случае являлись соображения эстетического и содержательно-иконографического порядка, поскольку — судя по монастырской описи 1545 г. — «старый» иконостас состоял из девяти поясных деисусных икон и, видимо, также поясных пророческих икон.
Экстраполируя приведенные сведения на более ранний период, можно допустить, что при «подписании» новопостроенных храмов — Троицкого в Сергиевом монастыре или Спасского в Андрониковом — указанный термин включал как саму роспись, так и создание икон. Аналогичным образом выглядит ситуация с работами в Успенском соборе на Городке в Звенигороде около 1400 г. и в Рождественском соборе соседнего Саввино-Сторожевского монастыря. Хотя в последнем случае остаются до конца неясными ни дата строительства, ни время оформления интерьера храма в пределах первой трети или первой четверти XV в.
Принимая версию о консолидированности приглашенной преподобным Никоном группы художников под руководством Даниила и Андрея Рублева в виде артели-мастерской, следует признать и определенную правомерность выводов исследователей старшего поколения об ее относительной многочисленности 30. Безусловно, эти наблюдения в дальнейшем уточнятся при повторном раскрытии троицкого иконостаса. Но принципиальный для оценки эпохи митрополита Фотия тезис о внушительных размерах мастерской, видимо, останется не поколебленным 31. И это свидетельствует об интенсивной деятельности ее руководителей на протяжении, по крайней мере, 1420-х годов.
Тем самым, как отмечалось, ставится под сомнение распространенная версия о прибытии иконописцев из Спасо- Андроникова монастыря. Появление их там — по крайней мере Даниила и Андрея Рублева — резонно объяснить именно получением очередного заказа, который оказался для них последним.
В памяти последующих поколений оба великих мастера оставались «спостниками», постоянно пребывающими в «союзе любви». Однако в дальнейшем имя Рублева заслонило память о первом лице «союза», Данииле. И если отмеченное обстоятельство выглядит закономерным в свете рекомендаций Стоглавого церковного собора 1551 г. о написании икон «Ветхозаветной Троицы», то явное предпочтение преподобного Иосифа Волоцкого — активного собирателя икон «Рублева письма» 32 — нуждается в дополнительном объяснении.
Источник: Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы IIIМеждународной конференции 25 сентября - 27 сентября 2002 г. - Сергиев Посад, "Весь Сергиев Посад", 2004.
Примечания
1 Следует уточнить, что его общепринятое прозвище «Черный» впервые встречается в тексте «Сказания о святых иконописцах» конца XVII — начала XVIII в. (Дудочкин Б.Н. Андрей Рублев: Материалы к изучению биографии и творчества. - М., 2000. С. 23). Соответственно теряют основание попытки видеть в нем «принявшего постриг» Симеона Черного, участника работ над росписью кремлевской церкви Рождества Богоматери в 1395 г. под руководством Феофана Грека (ср.: Кузьмина В.Д. Древнерусские письменные источники в Андрее Рублеве // Андрей Рублев и его эпоха. Сб.ст. под ред. М.В. Алпатова. - М., 1971, С. 105. Примеч.3).
2 Приселков М.Д. Троицкая летопись. - М., 1950. С. 466.
3 Клосс Б.М. Избранные труды. Житие Сергия Радонежского. - М., 1998. Т. 1. С. 254-255.
4 Там же. С. 88.
5 ПСРЛ. - М.-Л., 1949. Т. 25. С. 240.
6 Клосс Б.М. Указ. соч. С. 88, 168.
7 Там же. С. 401.
8 Там же. С. 88.
9 Там же. С. 401-402.
10 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. С. 169; Дудочкин Б.Н. Указ. соч. С. 26.
11 Клосс Б.М. Указ. соч. С. 88.
12 Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь, дни 1-13. - СПб., 1868. С. 557-558.
13 В летописи сообщается о погребении там радонежского князя Андрея Владимировича (ПСРЛ. Т. 25. С. 247). Б.М. Клосс относит это событие к 1426 г. (указ. соч. С. 69). Однако при вероятности сентябрьского летоисчисления оно приходится на предшествующий год.
14 Дудочкин Б.Н. Указ. соч. С. 24-25.
15 Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. - М., 1961. С. 114.
16 См.: Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. - М., 1966. С. 135-137: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 87.
17 Приселков М.Д. Указ. соч. С. 470.
18 Попов Г.В. Инициалы Евангелия Хитрово и их место в московском искусстве рубежа XIV-XV веков // История и теория мировой художественной культуры. - М., 1995. Вып. 2. С. 39-71; он же. Андрей Рублев // Человек. 2/1992. С. 119-132.
19 См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII веков. - Л., 1988. Кат. 62, 63; Попов Г.В. Две древнейшие иконы «Ветхозаветной Троицы» из Троице-Сергиевой лавры (вопросы происхождения и датировки) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Международная конференция 29 сентября — 7 октября 1998. Тезисы докладов. - Сергиев Посад, 1988. С. 56-57; Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. - СПб., 1998. С. 8-9. Наиболее фундаментальное исследование «Троицы — Гостеприимства» принадлежит Г.И. Вздорнову (Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. - М., 1970. С. 115- 154), который датировал икону 1411 г., относя рублевскую «Троицу» к 1425-1427 гг. Намеченное автором соотношение «очередности» создания икон не вызывает сомнений, но, как следует из сказанного, нуждается в коррекции — в смысле их удревления. Новейшие попытки Э.К. Гусевой вернуться к предложенной в свое время датировке Т.В. Николаевой ранней иконы «Ветхозаветной Троицы-Гостеприимства Авраама» 1476 г. — от которой, кстати, автор потом отказался (Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. - Л., [1969]. Кат. 33. С. 72-73; ср.: она же. Древнерусская живопись Загорского музея. - М., 1977. Кат. 127. С. 92-93) — следует рассматривать как крайне досадное недоразумение: (Гусева Э.К. Об иконе «Троицы» из Духовского храма (в собрании Сергиево-Посадского музея) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. - М., 2000. С. 223-238; она же. Некоторые вопросы изучения «Троицы» Андрея Рублева // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции. - Сергиев Посад, 2002. С. 288, 300-301. Примеч. 6). Судя по дате кадила преподобного Никона, какие-то работы могли проводиться в Троицком монастыре около этого года.
20 Клосс Б.М. Указ. соч. С. 86-87.
21 ПСРЛ. - М., 1965. Т. 13. С. 152.
22 Кучкин В.А. К истории каменного строительства в Московском Кремле в XV в. // Средневековая Русь. - М., 1976. С. 293-297.
23 Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII — первой половины XV века. Каталог выставки ГТГ. Август — сентябрь 1991 г. Отв. ред. JI. Лифшиц. - М., 1991. Приложение Б. С. 264.
24 Там же. Кат. 88. С. 251.
25 Попов Г.В. Иконы праздничного ряда Благовещенского собора (Вопросы атрибуции) // Уникальному памятнику русской культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500 лет. Тезисы докладов научной конференции (13-15 ноября 1989 г.). - М., 1989. С. 40-41.
26 Попов Г.В. Чернец Андрей Рублев, старец Митрофан, Дионисий «иконник» и московский Симонов монастырь // Труды ЦМиАР. - М., 2002. Т.П.
27 Полную реконструкцию надписи См.: Федышин Н.И. О датировках ферапонтовских фресок // Ферапонтовский сборник. - М., 1985. Вып. 1. С. 38.
28 ПСРЛ. - СПб., 1853. Т. 6. С. 233.
29 Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. - СПб., 1911. Приложение. С. 1; Меняйло В.А. Новые данные о творчестве Дионисия // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. - М., 1989. С. 58 и след.
30 Лазарев В.Н. Андрей Рублев ... С. 44-52, 138-146; Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. - М., 1972. С. 82-165.
31. Вместе с тем нельзя не отметить определенной преувеличенности ее «производственной мощи» в известной статье В.Н. Лазарева «О методе работы в рублевской мастерской» (Доклады и сообщения Филологического факультета МГУ. - М., 1946. Вып. 1. С. 60-64; то же в кн.: Лазарев В.Н. Византийское и русское искусство: Статьи и материалы. - М., 1978. С. 205-210).
32. См.подробнее: Меняйло В.А. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском монастыре // Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. - М., 1996. № 4 (11). С. 231-239.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра