В дни бедствий и эпидемий, в дни, когда смерть предстоит перед каждым: богатым и бедным, сильным и слабым, старым и молодым, впору задуматься о смысле своей жизни, ее изменении и исправлении. С такими словами увещания к людям обращался Сам Христос, говоря о погибших, на которых «упала башня Силоамская», что они не были «виновнее всех, живущих в Иерусалиме». Народ, который слушал Его, не относил смерть этих людей к себе самим, потому Христос строго обличает слушающих: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:5). Продолжая Христову миссию на земле, Церковь в лице некоторых своих пастырей, также призывала народ к исправлению своей жизни в дни испытаний. Примером могут послужить проповеди свт. Филарета (Дроздова), который в 1830 году, в лютую годину эпидемии холеры, призывал вспомнить ветхозаветные образы кары и покаяния Израиля, когда «Ангел избивал людей» (2 Цар. 24:17), но впоследствии, в силу покаяния Давида, царя Израильского, рука его была отнята (2 Цар. 24:16).
Какой выход из угрозы эпидемии находит святитель? Уподобление Давиду в покаянии, подражание ниневитянам, принесшим Богу всеобщий пост и молитву за отступление от пути правды. «Повергнем, братия, сердца наши пред Богом во смирении, в покорности неисповедимым судьбам Его, – говорит святитель. – Покаемся, братия, и принесем плод достойный покаяния, то есть исправление жития. Отложим гордость, тщеславие и самонадеяние. Возбудим веру нашу. Утвердимся в надежде на Бога и на имя Иисуса Христа, Ходатая Бога и человеков, Спасителя грешных и погибающих. Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужного. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся, если не "во вретище", то в простоту. Отвергнем украшения изысканные, ознаменованные легкомыслием и непостоянством. Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра». Время эпидемий – особенное время. В такие дни «с каждым шагом мы поставляем ногу между жизнию и смертию, между надеждою спасения и страхом погибели». «Уместно ли дремать беспечно на краю пропасти?»
Не лишним будет сказать, что не отвращением к смерти, как к чему-то, ужасающему христиан, но приобретением «залогов неотъемлемой жизни в самой смерти» необходимо озаботиться во всякое время, особенно в такие дни. Как приобрести человеку залог милости Божией? «Войди только каждый в себя; взирай умом, обращайся сердцем, воздыхай духом к Богу крепкому, живому, многомилостивому». Именно поэтому время болезней есть время благости для душ, особенно нерадивых и озлобленных, потому что «есть между нами такие, которых настоящий гнев Твой обратил к милосердию Твоему, и страх близкой погибели приблизил ко спасению».
Богомудрый пастырь свт. Филарет предлагает использовать тяжелое время для того, чтобы усилить молитву, сделать ее по возможности постоянным обращением тревожного сердца к Богу, даже без слов – в безмолвном предстоянии. Действительно, только этим путем возможно получить утешение и надежду, не исключая и самого страшного – порога смерти, ведь тому, кто с Богом, ничего не страшно!
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра