По одному из преданий, когда Пречистая подошла однажды к колодцу почерпнуть воды, Ей послышался голос Архангела, и раньше являвшегося Марии в храме: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Удивившись этим словам, Пресвятая Дева вернулась в дом, взяла книгу пророка Исаии, стала перечитывать и обдумывать слова таинственного пророчества о рождении Спасителя.
Благовещение у колодца. Собор Святого Марка. Венеция XIV в.
Как свидетельствует Святое Евангелие, во время этого благочестивого размышления пред Ней предстал архангел Гавриил и вновь повторил дивное приветствие. Она же «смутилась от слов его»: небожитель приветствовал Её не просто миром, как это было принято в Ветхом Завете, но радостью и возглашал Деве благословенность — особую любовь, благоволение и помощь Божию как её неотъемлемое достояние. Смиренное сердце Пресвятой Девы затрепетало чистым страхом перед Божиим избранием, в благоговении Она не решилась вопрошать Архангела, оставаясь в безмолвии. Пречистая не лишилась присутствия духа и не оставила свойственного Ей с раннего детства состояния сосредоточенного богомыслия.
Дабы благовестие Божие было принято Девой в полном мире и спокойствии духа, Архангел рассеял смущение Богоизбранницы: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога». Пресвятая Богородица превыше всех явилась достойной избрания по чистоте ума, образу жизни и преданности Творцу. Пять с половиной тысячелетий со дня изгнания Адама из рая потребовалось ветхозаветному человечеству, чтобы в лице Божией Матери взойти на высоту чистоты и праведности. И теперь архангел Гавриил, почти в точности повторив пророчество Исаии, благовестил Деве о рождении Спасителя: «И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Славное царство Давида служило в Ветхом Завете прообразом Царства Небесного, а дом Иакова — богоизбранный народ — прообразом народа Нового Израиля, христиан.
Источник Девы Марии в Назарете. В.Д. Поленов, 1882 г.
Внимая благовестию Архангела, Пресвятая Дева перенеслась мыслью к обету девства, который она дала Господу, — его невозможно было нарушить, и Она удивлялась: неужели Бог сделает Её Матерью в целомудрии девства и явит миру новый образ рождения?
Пещера Благовещения в Благовещенском храме. Назарет
Для уразумения тайны Божией Дева спросила Архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел разрешил недоумение Её человеческого разума, сказав, что Она родит Сына без нарушения обета, зачнёт по сверхъестественному действию Бога: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Сначала Дух Святой найдёт, то есть предочистит душу и тело Приснодевы, а затем осенит Её подобно облаку Яхве, сошедшему при Моисее на новоустроенную скинию. Дева Мария от Своего рождения никогда не согрешила даже в мыслях, но Её человеческая природа, унаследованная от прародителей, нуждалась в освящении перед вселением Божественного Сына. Господь мог соединиться только с чистейшим человеческим естеством; подверженность человечества греховным страстям не могла быть воспринята Всесвятым Господом, поэтому Его зачатию надлежало быть бесстрастным и безмужным.
Дева Мария не просила у архангела Гавриила знамений, он сам для утверждения Пресвятой Девы в возможности чудесного зачатия указал на Её родственницу Елисавету, которая по милости Божией в старости зачала от мужа своего, священника Захарии, и была уже на шестом месяце.
У Приснодевы не оставалось более недоумений: достоинство Архангела несомненно, благовещение его истинно, воля Господня непреложна. Зная из пророчеств не только о радости, но и о скорби, которая Её ожидает, Пресвятая Дева не устрашилась, но с глубоким смирением, в умилении сердца произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Она явила всё, что ожидал от ветхозаветного человечества Господь: чистейшую и совершеннейшую преданность Ему волей, мыслью и сердцем — всем Своим существом. Словно Вторая Ева, Пресвятая Дева созидала то, что было разрушено Евой первозданной, — всецелым послушанием Господу Дева Мария — чистейший духовный сосуд, избранный от сотворённого мира, — открывала дверь спасения человеческому роду.
По смиренному согласию Пресвятой Девы Сын Божий в одно мгновение из пречистой и девственной Её плоти образовал Себе начаток естества. Как в начале бытия мира Бог создал жизнь одним Своим велением из сотворённого вещества, так Он создал Себе человеческое естество из естества Приснодевы. Бог соединился с человечеством, Он стал истинным Человеком, дабы человека сделать Богом по благодати.
Согласно преданию великое событие Благовещения совершилось в те же дни весеннего равноденствия, когда был сотворен мир; день вочеловечения Мессии — 7 апреля — совпал с днём сотворения Адама (здесь и далее датировки даны по новому стилю).
Современное летоисчисление введено полтора тысячелетия назад на основании расчётов римского монаха Дионисия Малого. В настоящее время учёные полагают, что его расчёты содержали ошибку: Рождество Христа совершилось примерно на 5 лет раньше (в начале 4 г. до Р.Х. по новому стилю).
Сергей Воробьев. Евангельские события. От Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа. С историческими и археологическими подтверждениями. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра