Бдите: не дремлите, не спите, но бодрствуйте,— как бы так говорит Господь. Будьте во всякое время готовы встретить Господа вашего, ибо Он придет внезапно. Как застигла и потопила вода людей допотопного мира, когда они ели, пили, женились, замуж выходили и не думали, что так скоро постигнет их день погибели,— так скоро и неожиданно застанет людей и день второго пришествия Христова для Страшного Суда (Мф. 24, 37-39 и др.). Кого где застанет Судия, оттуда и повелит привести на Суд. Двое будут на пути: один возьмется, а другой останется; две мелющие в жерновах: одна возьмется, а другая оставится (Мф. 24, 40-41; Лк. 17, 34-36). Возьмутся избранные, а оставятся негодные для Царства Небесного. Муж благочестивый возьмется, а жена нечестивая оставится; и жена благочестивая возьмется, муж нечестивый оставится; начальник благочестивый возьмется, а подначальный нечестивый оставится; и подначальный благочестивый возьмется, а начальник нечестивый оставится. Богач благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, останется. Нищий благочестивый возьмется — другой, нечестивый, оставится. Итак, бдите. В наше время особенно нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих.
Это сон не телесный, но сон души; это не тот сон, которым укрепляется тело, а сон нездоровый; это болезненная спячка. Спящий человек живет не действительной жизнью, а сонными мечтами. Во сне он как бы наслаждается счастьем, обладает богатством, но, когда пробуждается, исчезает то и другое. Во сне он страшится призраков, боится нападений, которых на самом деле нет.
Так дремлет и спит всякий человек; в такой дремоте мечтает юность: она готовится жить долго, а не знает того, что ее могила, быть может, уже готова, смерть ждет ее не через год, а через месяц или менее того. Иногда юность ждет не дождется, когда освободится от власти родительской, рвется к какой-то свободе, которой ее якобы лишает забота родителей или опека воспитателей, а не знает тех нужд, горя, опасностей и бедствий, которые ждут ее по выходе на мнимую свободу. Не искусившаяся опытом юность не знает, что желаемая ею свобода нередко приводит к рабству греха. Как часто юность, ради свободы бежавшая из дома родительского, расточает всё имение и, подобно блудному сыну, рада бывает опять возвратиться к той жизни, которая казалась для нее стеснительной. Не сонные ли мечты такая жизнь юности?
Спящие телесно не видят, что происходит около них в действительности: они живут сонными мечтами. Таковы и спящие духовно в зрелом возрасте. Они гоняются за суетой, а думают, что живут действительной жизнью. Они живут только для тела, забывая о душе. Едят, пьют, покупают, продают, женятся и замуж выходят—и не думают, что их ожидает, как потоп, внезапный день смерти. Так спит по-видимому исправный деловой человек, день и ночь провождающий над делами своего звания и нисколько не думающий о важнейшем деле как едином на потребу — об обязанностях по званию христианина: он Богу не молится, в церковь не ходит, душеспасительных книг не читает, милостыни христианской не творит: для него эти обязанности как бы не существуют.
Так спит и старческий возраст: смерть уже занесла над старцем свою руку, чтобы подкосить жизнь его, как траву,— а он, старец, мечтает жить еще многие годы; ему нужно бы всё житейское оставить и заняться только приготовлением к переходу в вечность — а он всё еще суетится, запасает нужное для суетной земной жизни и не знает того, что в ночь сию возьмут душу его, а яже уготовал ecu, кому будут? (Лк. 12, 20). Он день за днем откладывает свое покаяние, исправление и распоряжение имуществом, а не знает того, что настоящий день, быть может, последний день его жизни.
Так спит всякий нераскаянный грешник; так спит преданный пьянству, пропивающий вместе с одеждой и спасение души своей; так спит развратник, забывающий о том, что вместе с телом он растлевает и душу свою. Тяжелый сон! Трудно, весьма трудно от него освободиться, если не пробудит его Господня благодать. Поэтому всякому грешнику приличны слова церковной песни: Душе моя, востани, что спиши? Восстань, конец твой приближается, и имаши смутитися [1]. Ты спишь и не видишь, что пред тобой стоит открытая бездна: еще шаг — и ты попадешь в нее. Ты спишь, одетая мраком греха, и не видишь врага, который неусыпно, каждую минуту стережет тебя; ты спишь, мечтая жить долго, в беспечном забвении о душе, о Боге, об аде, о рае,— а время мчится, неся тебя к могиле. Встань, пока время не ушло! Встань, пока благость Божия ждет тебя на покаяние! Вспомни, что за могилой нет покаяния. Будешь жалеть о потерянном времени, пожелаешь одного дня, чтобы пожить и покаяться, но и того не дадут тебе. Вспомни, что такое вечность для грешника: это — начало без конца; начнутся мучения и никогда не кончатся: пройдут в мучениях грешников десятки, сотни лет, а мучения как бы еще не начинались; пройдут тысячи, миллионы лет, а мученьям всё еще только начало, и ожидать конца их нет надежды. Ибо двери милосердия Божия затворятся, струи Его благости иссякнут для грешника. Было у него время милости Божией, а теперь настало время гнева Его; тогда Он звал тебя, грешник, на покаяние, и ты не слушал,— теперь ты будешь звать Его на милость, и Он не послушает тебя. Беспредельно милосердие Его, но беспредельна и правда Его; беспредельно блаженство праведных, но беспредельны и мучения грешных.
Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Воспряни, грешник, от сна греховного, да пощадит тебя Христос Бог!
Источник: святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. - М.: Булат, 2015.
Примечание
[1] Кондак Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра