Житийные циклы преподобного Сергия Радонежского появились в древнерусском искусстве в середине XV столетия и получили законченную форму в иконах круга Дионисия, на которые и ориентированы почти все изображения XVI века. В конце столетия была написана икона, хранящаяся в Ярославском художественном музее, и, около 1592 года, рукописное житие прп. Сергия Радонежского.
Поскольку прп. Сергий был одним из самых почитаемых святых Московского государства, в том числе в великокняжеской и царской среде, и его иконы создавались лучшими мастерами своего времени, по ним отчетливо видно то, каким заказчики видели основанный им монастырь, обязательно присутствующий на иконах. Отношение к русской святости и оттенки религиозности со временем менялись, и это нашло непосредственное отражение в том, каким представал в живописи прославленный монастырь.
Первое сохранившееся произведение, содержащее житийный цикл преподобного Сергия, было создано не в Москве, а в Новгороде, в 1459 или 1463 году. Это росписи церкви прп. Сергия Радонежского в Новгородском детинце. Троице-Сергиев монастырь в некоторых сценах этого цикла представлен как град с ротондальным храмом в центре, подобный Небесному Иерусалиму, что уже неоднократно отмечалось исследователями.
В иконах круга Дионисия (Сергиево-Посадский музей- заповедник, Музеи Московского Кремля и ЦМиАР), созданных почти на полстолетия позже, осталась ориентация на классические формы искусства эпохи Палеологов, причем архитектурный стаффаж этих циклов принципиально неинформативен. Древнерусские реалии не нашли в нем отражения. Большинство сцен представлены в совершенно нейтральном антураже, в котором можно поместить житие любого вселенского святого и даже евангельские сцены. Подобные архитектурные формы можно видеть в поздневизантийской живописи.
Эта схема в целом держится вплоть до годуновского времени, воспроизводится из иконы в икону, демонстрируя тем самым то, что, во-первых, сам по себе архитектурный ансамбль, вид Троице-Сергиева монастыря не представлял ценности и интереса для заказчиков икон, а личность его основателя трактовалась как равная вселенским святым по значительности. Потому на протяжении практически столетия сцены Жития Сергия Радонежского изображались на фоне антикизирующих базилик и условных храмов, эдикул, портиков, ротонд и колонн. Так было далеко не со всеми святыми. В частности, житийные циклы Зосимы и Савватия Соловецких XVI века с самого начала были богаты изображениями реалий Русского Севера и Соловецких островов.
Правда, в этом правиле были и исключения. Во-первых, это касается иконы первой половины XVI века из ростовского Борисоглебского монастыря (собрание Ростовского музея- заповедника), где в цикл включена сцена моления перед Троицким собором, и он представлен с претензией передать его реальные формы, в виде одноглавого сооружения с характерным завершением и композицией «Троица» на фасаде, дополнительно обозначающей его посвящение. Во-вторых, на иконе из собрания фонда Андрея Первозванного, датированной И.А. Шалиной первой третью XVI века и определенной как произведение из Устюжны, архитектурный фон последнего клейма - «Погребение Сергия Радонежского» - воспроизводит соответствующую сцену из комплекса фресок Сергиевской церкви. Остальные клейма при этом в целом ориентированы на дионисиевский прообраз.
Клейма иконы их Ярославского художественного музея и миниатюры рукописи 1592 года воплощают изменившийся подход к изображению среды: здесь в обилии представлены «нутровые» палаты, архитектурные фоны богаты и разнообразны по форме, в них изображаются монастырские стены, храмы и прочие постройки. Привычный классический набор форм обогащается стилизованными готическими мотивами. Однако, при этом они служат не столько убедительности передачи места, сколько решают художественную задачу изображения среды, сложного организованного пространства и действия в нем на ограниченной плоскости.
В начале XVII века по заказу троицкого келаря Александра Булатникова были созданы иконы-панорамы Троице-Сергиевой лавры по образцу икон с видом Соловецкого монастыря. Они дошли до нас в копиях XIX века. В иконописи своего времени они не получили распространения.
Архитектурные фоны житийных циклов Сергия Радонежского дают представление об отношении современников (заказчиков и живописцев) к святому и его обители: ее могли уподобить Небесному граду или изобразить неотличимой от мест, где совершались подвиги общехристианских святых. Таковы и отдельные иконы «Явление Богоматери Сергию»: архитектурные фоны этих произведений принципиально классицизирующие, со сводчатыми постройками и нередко с велумом, перекинутым с одной палатки на другую. Изображения, передающие архитектурные особенности построек Лавры, являются скорее исключением. При всей многословности житийных циклов прп. Сергия Радонежского в годуновскую эпоху, когда, наконец, в них появляется монастырь, окруженный стенами, архитектурные фоны остаются стаффажными. В центре внимания создателя цикла всегда был святой и его деяния. Архитектурный облик его обители менялся в зависимости от концепции произведения и особенностей почитания преподобного Сергия.
Ю.Н. Бузыкина
Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. - М.: МАКС Пресс, 2013. С. 14-17
18 января 2014