Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина, память коей совершается ныне, мироносицею называется потому, что была в числе жен, приходивших ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать миром пречистое тело Его. Равноапостольною – потому, что она так же, как и апостолы, проповедовала имя Христово и учение Его, а Магдалиною – по месту рождения в Сирии, в городе Магдале. Она глубоко была признательна Иисусу Христу за исцеление от беснования. Она принадлежала к числу женщин, которые следовали за Иисусом Христом во время Его служения роду человеческому, и любила Его так, что не убоялась стоять при кресте с Материею Божией во время распятия Господа. По Воскресении Господа она и другие жены ходили ко гробу, чтобы помазать тело Его драгоценным миром. За это и Господь наградил ее тем, что по Воскресении Своем после Божией Матери явился ей прежде всех и повелел ей возвестить ученикам Своим о Своем Воскресении.
По Вознесении Господнем Мария с Пресвятой Богородицею и с апостолами пребывала в постоянной молитве, видела первые успехи апостольской проповеди и сама проповедовала Евангелие в разных странах. В Риме она поведала императору Тиверию о Воскресении Христовом и обвиняла Пилата в несправедливом суде над Иисусом Христом: при этом, говорят, Мария поднесла Тиверию красное яйцо как символ возрождения к новой жизни. Из Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес и там до самой кончины помогала святому евангелисту Иоанну Богослову в трудах благовествования. В V веке, при императоре Льве, мощи ее были перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в монастыре святого Лазаря.
История Святой Церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святых жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче своею благочестивой жизнью.
Святая равноапостольная царица Елена расположила своего сына Константина к принятию христианства; святая Нина распространила веру христианскую в Грузии; у нас на Руси святая Ольга является зарею предвещающею восход солнца; князь Владимир, введший христианство, предрасположен был к этому княгинею Ольгою. По свидетельству святого Григория Богослова, мать его – святая Нона не только в домашних заботах была помощницею своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом, и сколько, по заповеди апостола Христова о супружестве, повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истины, предался всем удовольствиям порочного света, но настойчивость любви нежной матери его – Моники, кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячие молитвы спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возвращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светлые столпы Православия – богомудрые отцы и учители Церкви не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье.
Итак, не ученики только одни, а и ученицы Христовы могут быть светом мира – указывать сидящим во тьме путь к истинному благу и вечному спасению, могут быть солью земли – предохранять ближних своих от нравственного тления. В благодатном Царстве Христовом все, без различия пола (см.: Гал. 3:28), и мужи и жены, могут учить вере и благочестию, быть великими в Царстве Небесном, по обетованию Христову (см.: Мф. 5:19). Так было древле, так может быть и в настоящее время. И нынешние жены могут насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познания веры и христианское благочестие в малых церквах Божиих – семействах и обществе, могут светиться светом добрых дел пред людьми так, что многие, видя их добрые дела, прославят Отца нашего Небесного; и у жен нашего времени есть способность быть настойчивыми в увещеваниях, терпеливыми в наставлениях, кроткими в обличениях. Нужно только, чтобы они сами, подобно благочестивым женам древних времен, добре разумели святую веру Христову, были проникнуты духом ея, согреты истинным благочестием и сердечною любовию ко Господу Иисусу Христу, воодушевлены пламенным желанием служить спасению ближних своих. От женщины, которая сама по себе не ведает учения евангельского, которая всю жизнь свою посвящает удовольствиям и наслаждениям, исполнению светских приличий, драгоценным украшениям, - от такой жены, разумеется, нельзя ожидать наставлений в вере Христовой и убеждений жить по этой вере.
Еще плодотворнее, чем проповедница веры, может влиять женщина на детей, как мать. Подобно равноапостольной Марии Магдалине, приведшей многих ко Христу Спасителю, и всякая мать-христианка должна приводить ко Господу чад своих, воспитывать их в благочестии и страхе Божием, охранять их как бесценный дар Божий, памятуя, что за них она должна будет воздать ответ в день судный… И подлинно, самое важное, самое существенное в воспитании детей есть образование сердца, или воспитание нравственное и религиозное, необходимое для вечности, необходимое всегда и во всём. А в нравственном воспитании детей никакой воспитатель не может иметь благотворного влияния настолько, насколько имеет его мать, верная обязанностям материнским. Тогда как отец семейства часто бывает отвлекаем от него нуждами домашними и делами своего звания, мать всегда находится с детьми; и к своей родной матери дети более, чем к кому-либо другому, бывают привязаны, к ней прежде всего, чаще и охотнее обращаются с своими недоуменными вопросами. В свою очередь мать более всего любит детей своих; а для любви нетяжело иметь неусыпную бдительность, непрестанный надзор и внимательное наблюдение над детьми: любовь умеет учить ласково без слабости, строго без жестокости, деятельно без торопливости, медленно без лености… Первые представления малютки о Боге, первое призывание им имени Божия, первая его молитва, первое проявление им любви к Господу и ближним – всё это зависит от матери. От матери богобоязненной дети усваивают неземные и святые чувства. Слово и пример благочестивой матери глубоко западает в душу дитяти и дает направление, можно сказать, всей его жизни. Облик чистой матери остается для многих последнею святынею, когда всё святое уже утеряно, и весьма часто не только предохраняет их от конечной погибели, а поднимает их на высокую степень нравственного совершенства; боязнь, как бы не огорчить матери при ея жизни, не омрачить ея посмертной памяти, предохраняет человека, как Ангел-хранитель, от дурных увлечений. Да, счастливы дети, родившиеся в богобоязненной семье и воспитанные благочестивой женщиной-христианкой, и счастлива та женщина, который судил Всевышний нарицаться высоким, священным именем матери! Горе той семье и детям, где мать не заботится о первоначальном религиозно-нравственном воспитании своих детей. Это зло так велико, что трудно даже подыскать ему название.
Слово насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Виталия (Мешкова) (1936–2014) в день памяти св. Марии Магдалины, произнесенное 4 августа 1970 г.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра