Архимандрит Иоанн (Захарченко). О подражании святым муче­никам

Великий страстотерпец Христов святой великомученик Димитрий пострадал за Христа в 306 году в своем родном городе Солуни. После мученической кончины страстотерпца от прославлен­ных Церковью святых мощей совершались многие знамения и чудеса. Он явился особенным покровителем своего родного го­рода Солуни, неоднократно защищая его от нашествия врагов.


Страдания и подвиг святого Димитрия и всех святых муче­ников есть не что иное, как исполнение заповедей Божиих, ко­торые оставил нам Иисус Христос. О первой заповеди любви к Богу Он сказал: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). Вторую заповедь о любви к врагам Господь выразил такими словами: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44-45).

Исполняя эти две заповеди, мученики исполнили все Хри­стовы заповеди. Из Святого Писания мы знаем, что в любви к Богу и ближнему, простирающейся даже до любви к врагам, заключается весь закон и пророки.

Святые мученики так легко исполнили главную заповедь любви к Богу, потому что у них было правильное понятие об от­ношении к врагам и людям, причиняющим им зло. Вниматель­но читая жизнеописания святых мучеников, мы увидим, что они не считали своих гонителей и мучителей врагами. Напро­тив, они видели в них первых благодетелей и относились к ним как к слепым орудиям Промысла Божия, доставляющим им спасение. Святые му­ченики считали своих мучителей первыми благодетелями, мо­лились о них, а не проклинали, дабы Господь не вменил им гре­ха жестокости сердца. Так действуя и поступая, они быстро возрастали в заповедях Божиих, в любви к Богу и человекам.

Теперь обратимся к своей совести. Без преувеличения можем сказать, что как далеко отстоим от образа жизни святых мучени­ков, так же далеки и от исполнения заповедей Божиих. О том, что мы имеем любовь к Богу, нам и помыслить грешно, если еще раз вспомнить, что она начинается с любви к ближним и даже к врагам. После ежедневных столкновений с окружающими со­весть говорит нам, что мы не только не исполняем заповедь люб­ви к ближнему, но порой сознательно противимся ей. Ибо, чтобы ее исполнить, необходимо по примеру святых мучеников видеть в причиняющих нам зло людях не врагов, а благодетелей. Не следует думать, что это противно нашей природе. Да, мы знаем, что после грехопадения природа наша преисполнена различны­ми страстями и пороками. Но для их очищения мы и должны пройти через огонь искушений и скорбей, которые чаще всего возникают при столкновении с людьми. Святые Отцы учат, что Бог промыслительно попускает наносить нам всякого рода ос­корбления и поношения от окружающих нас людей, иногда даже самых близких, чтобы мы через это познали свое внутреннее уст­роение, благодаря чему обнаружатся наши страсти, об искорене­нии которых мы могли бы позаботиться.

Именно для очищения нашего сердца попускаются оскорбле­ния от окружающих нас людей. Но по причине нашего самолюбия мы видим в своих недоброжелателях только обидчиков, но никак не увидим в них своих благодетелей, исцеляющих наши души от страстей и тем самым доставляющих нам вечное спасение. Здесь очевидна наша духовная слепота или, что еще хуже, сознательное противление заповеди Божией о любви к ближним.

Обвиняя в наносимых нам оскорблениях не себя, а ближних, мы не только не преуспеваем в духовной жизни и исполнении заповедей духовных, но ставим под угрозу само спасение. 

По учению святых отцов, терпение христианами скорбей как заслуженных, с обвинением себя и своего падшего устрое­ния вменится Господом в мученичество; а кто ропщет, обвиняя других, тот не только не преуспеет в духовной жизни, но еще будет и осужден. Ропщущий, обвиняя других, показывает свою гордость, а гордость может явиться причиной попущения от Бога еще больших скорбей. 

Будем в своей христианской жизни подражать святым муче­никам в великодушном перенесении самой смерти. Если же бу­дем поступать иначе, то никогда не сможем возродить в себе да­же начатки любви к ближнему, не говоря уже о любви к Богу. Для начала постараемся приобрести хотя бы непамятозлобное расположение к своим досадителям. А для этого станем призы­вать себе в помощь святого великомученика Димитрия и про­чих святых мучеников.

Источник: Архимандрит Иоанн (Захарченко). Проповеди. - Киев, 2000.



8 ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.