Великий страстотерпец Христов святой великомученик Димитрий пострадал за Христа в 306 году в своем родном городе Солуни. После мученической кончины страстотерпца от прославленных Церковью святых мощей совершались многие знамения и чудеса. Он явился особенным покровителем своего родного города Солуни, неоднократно защищая его от нашествия врагов.
Страдания и подвиг святого Димитрия и всех святых мучеников есть не что иное, как исполнение заповедей Божиих, которые оставил нам Иисус Христос. О первой заповеди любви к Богу Он сказал: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). Вторую заповедь о любви к врагам Господь выразил такими словами: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44-45).
Исполняя эти две заповеди, мученики исполнили все Христовы заповеди. Из Святого Писания мы знаем, что в любви к Богу и ближнему, простирающейся даже до любви к врагам, заключается весь закон и пророки.
Святые мученики так легко исполнили главную заповедь любви к Богу, потому что у них было правильное понятие об отношении к врагам и людям, причиняющим им зло. Внимательно читая жизнеописания святых мучеников, мы увидим, что они не считали своих гонителей и мучителей врагами. Напротив, они видели в них первых благодетелей и относились к ним как к слепым орудиям Промысла Божия, доставляющим им спасение. Святые мученики считали своих мучителей первыми благодетелями, молились о них, а не проклинали, дабы Господь не вменил им греха жестокости сердца. Так действуя и поступая, они быстро возрастали в заповедях Божиих, в любви к Богу и человекам.
Теперь обратимся к своей совести. Без преувеличения можем сказать, что как далеко отстоим от образа жизни святых мучеников, так же далеки и от исполнения заповедей Божиих. О том, что мы имеем любовь к Богу, нам и помыслить грешно, если еще раз вспомнить, что она начинается с любви к ближним и даже к врагам. После ежедневных столкновений с окружающими совесть говорит нам, что мы не только не исполняем заповедь любви к ближнему, но порой сознательно противимся ей. Ибо, чтобы ее исполнить, необходимо по примеру святых мучеников видеть в причиняющих нам зло людях не врагов, а благодетелей. Не следует думать, что это противно нашей природе. Да, мы знаем, что после грехопадения природа наша преисполнена различными страстями и пороками. Но для их очищения мы и должны пройти через огонь искушений и скорбей, которые чаще всего возникают при столкновении с людьми. Святые Отцы учат, что Бог промыслительно попускает наносить нам всякого рода оскорбления и поношения от окружающих нас людей, иногда даже самых близких, чтобы мы через это познали свое внутреннее устроение, благодаря чему обнаружатся наши страсти, об искоренении которых мы могли бы позаботиться.
Именно для очищения нашего сердца попускаются оскорбления от окружающих нас людей. Но по причине нашего самолюбия мы видим в своих недоброжелателях только обидчиков, но никак не увидим в них своих благодетелей, исцеляющих наши души от страстей и тем самым доставляющих нам вечное спасение. Здесь очевидна наша духовная слепота или, что еще хуже, сознательное противление заповеди Божией о любви к ближним.
Обвиняя в наносимых нам оскорблениях не себя, а ближних, мы не только не преуспеваем в духовной жизни и исполнении заповедей духовных, но ставим под угрозу само спасение.
По учению святых отцов, терпение христианами скорбей как заслуженных, с обвинением себя и своего падшего устроения вменится Господом в мученичество; а кто ропщет, обвиняя других, тот не только не преуспеет в духовной жизни, но еще будет и осужден. Ропщущий, обвиняя других, показывает свою гордость, а гордость может явиться причиной попущения от Бога еще больших скорбей.
Будем в своей христианской жизни подражать святым мученикам в великодушном перенесении самой смерти. Если же будем поступать иначе, то никогда не сможем возродить в себе даже начатки любви к ближнему, не говоря уже о любви к Богу. Для начала постараемся приобрести хотя бы непамятозлобное расположение к своим досадителям. А для этого станем призывать себе в помощь святого великомученика Димитрия и прочих святых мучеников.
Источник: Архимандрит Иоанн (Захарченко). Проповеди. - Киев, 2000.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра