Архиепископ Феодор (Поздеевский). Что мы обретаем у его гробницы

Ежегодно, братия, по установившемуся доброму и святому обычаю берем мы благословение на начало наших трудов у преподобного Сергия, а ныне и исходим на дело свое от раки преподобного. Да благословит же он благословением небесным нашу обновленную семью, подавая новым членам ее уразуметь величие и святость той цели, которую они должны осуществлять чрез пребывание в академии, а прежним членам ее, надеюсь, уже уразумевшим эту цель, силы и бодрость к ее осуществлению.

Не думайте, братия, что эта связь нашей Духовной школы с этой пустыней, нас, людей науки, с Преподобным, коему открыта небесная мудрость о Христе Иисусе, только внешняя и отношение наше к нему есть отношение только религиозного приличия. Я думаю, не только по идее своей и по той задаче, какую, предполагается, должна осуществлять православная Духовная академия, но и по живым уже фактам ее истории и быта она внутренно и интимно связана и с этой пустыней, и с этой святой гробницей. Я думаю, при этой гробнице и от нее зачиналось множество жизней, рождалось духовно множество людей, и силой этой гробницы зачиналось и совершалось множество великих и славных дел. Я думаю, если бы возможно было какому-нибудь живому свидетелю слышать и воспринимать у этой гробницы все то, что здесь совершалось за эти многие годы, удалось бы подслушать те настроения, с коими приходили и уходили отсюда люди, то открылся бы целый как бы могучий духовный поток великого и славного, что здесь зачиналось и рождалось, а потом раскрывалось в шири жизни.

i.jpg

Прп. Сергий Радонежский

Здесь паки восставала погибшая человеческая личность, здесь паки обреталась живая вера, здесь успокаивалась смятенная совесть, здесь возрождалась нравственная природа, здесь почерпалось мужество всякого рода — и нравственное и мирское, гражданское и общественное; мы хорошо знаем факты нашей родной истории, которые сами говорят об этом всему миру. Думается, мы знаем и факты нашей маленькой жизни, которые тоже говорят о силе, действующей от этого гроба и в нас, маловерных. Иначе зачем же сюда и ранним утром, и днем, и вечером идут и профессора, и студенты; неужели это только дело простой привычки или подражания?

И я думаю, если бы попросить всех приходивших сюда за эти долгие годы духовной славы Преподобного ответить: «Чесо изыдосте в пустыню видети?» — они бы все сказали: «Приходили видеть воочию торжество нашей веры и укрепить и веру свою, и любовь ко Христу, и все это сделать святым началом своей жизни».

Позвольте, братие, мне здесь, у гроба преподобного пустынника, спросить и вас, приходящих сюда и первый, и уже не первый раз: «Чесо изыдосте в пустыню видети, трость ли, ветром колеблему?» [2]...

Я, конечно, предлагаю ответ ваш не в приложении к этому только гробу Преподобного, а в приложении и к академии, ибо, повторяю, что в обоих их должно быть внутреннее единство и искать существенно разного здесь и там не следует.

У Преподобного можно видеть и обретать только одну истинную и живую веру; знайте, что и академия должна проповедовать «точию Иисуса Христа и Сего распята» [3] и служить той же цели, ради которой сходил на землю Христос: «Да познаем Бога истиннаго» [4]... Посему-то и нам надлежит по слову Христа, молившегося об учениках Своих Отцу Небесному: «Святи их во истину Твою» [5], и самих себя посвятить на служение истине и на уразумение ее.

Быть может, мы склонны ожидать здесь, в академии, и даже желать слышать многоразличную смену и разнообразие человеческих учений о Христе и о христианстве. Быть может, вы желаете, по слову апостола, быть «гешеми слухом» [6] и видеть, как нешвеный хитон Христова учения и нерукотворенный Его образ раздирается и искажается в угоду личным вкусам и в меру плотского мудрования.

Так знайте, что это дело людей, отторгшихся от Церкви, доверяющих не разуму Божию, а своей гордыне; знайте, что это прилично только Запад с его постоянным протестом в делах веры и религии против Духа Святого, а не нам; знайте, что этому место на разных конгрессах религий в Париже или Вене, где пытаются сшить белыми нитками обрывки всевозможных религиозных учений, только бы отказаться и не дать места живому Христу, а не у нас в академии. У нас не должно быть по существу, как говорит апостол, чтобы Христос, нами проповедуемый, был «да» и «нет», [7] или одновременно и «да», и «нет», а только «да», ибо «Он вчера и днесь Тойже и во веки». [8]

Итак, братие, вооружайтесь одной только мыс- лию и желанием, вступая в академию, и уготовляйтесь к тому, чтобы видеть и слышать в академии не трость, ветром колеблемую, то есть интересную, быть может, смену человеческих фантазий о Христе, а «столп и утверждение Истины», [9] Христову Церковь с ее учением, которая (Церковь) одна может помочь вам уразуметь, что есть «широта и долгота, и глубина и высота», одна может сделать просвещенными «очеса сердца вашего» , чтобы увидеть, «кое есть упование знания нашего и кое богатство славы достояния... во святых и кое преспеющее величество силы Его, действующей в нас». [10]

И паки позвольте мне спросить вас, братие: «Чесо изыдосте в пустыню видети: человека ли, в мягки ризы облеленна?». [11]

Приходившие к Преподобному уносили отсюда возрождение нравственных начал жизни христианской, возрождение сил к борьбе с грехом и сил к подвигу, и другого чего-либо и не могли уносить отсюда. Решимся ли и мы, братие, с вами оскорбить и осквернить этот гроб подвижника чаянием найти здесь иные начала жизни, по плоти, а не по Христу? Наша школа и в этом не должна расходиться с Преподобным; не думайте поэтому предъявлять ей иных запросов.

Не думайте, что она может сознательно и с доброй совестью, а не изменяя святому своему делу и не предавая Христа, прививать вам вместо начал Христова Духа — святости и чистоты, смирения и любви — иные начала: сытости, плоти и гордости, хотя бы это льстило и услаждало ваши чувства и мы желали этого.

Не должна она высокие начала Христова закона подменять теми заманчивыми идеями человечности и гуманизма, которые более нравятся и увлекают, но только потому, что питают нашу гордость и освобождают нас от подвига личной жизни.

Располагайте и в этом пункте свои силы и свои мысли к тому, чтобы, живя в академии, ходить «не в похотях сердец своих», [12] «творити неподобная» [13], не ходить в козлогласовании и пьянстве и в том, о чем «срамно есть и глаголати» [14], а ходить как «чада света» [15], дабы и здесь, в школе, и там, в жизни, «свет ваш светился пред человеки и другие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небеснаго». [16]

Вы, конечно, отлично знаете, что время школьной жизни есть время посева, есть время подготовки для жизни. А там, в жизни, если вы хотите быть делателями непостыдными, христианскими, потребуется от вас, прежде всего, это начало живой твердой веры и живое же начало Христова закона и твердость в нем даже до смерти. Теперь совершается бесчестный суд над Господом и издевательство над Ним и над учениками Его; нужно посему явить твердость и мужество во всем: и по вере в Него, и в любви к Нему.

Гордость человеческая всяко судит Христа и имеет много всевозможных клевретов и рабынь в услугу себе.

Она привлекает с целию суда и осуждения Господа разум человеческий, направляя этот отблеск Божества в человеке к тому, чтобы затмить самый свет Божества в людях. И разум, послушный гордыне человеческой и питаемый ею, одетый в красиво сотканные, якобы научно построенные, всевозможные научные измышления, как рабыня во дворе Каиафы, коварно спрашивает и будет спрашивать всех учеников Господа: «И ты с Иисусом Назарянином?» [17]

Она (гордость) привлекает с той же целию суда над Господом греховную и слабую волю, и эта воля человеческая, во имя своей якобы свободы, сбрасывая всегда одежду, «юже истка Зиждитель от начала», и надевая одежду, «юже истка змий», [18] одежду чуждую и окровавленную, будет всегда вопрошать учеников Христовых, как вопрошала рабыня Петра во дворе Каиафы: «Несомненно, и ты ученик Иисуса Назарянина?»

Она (гордость) привлекает для той же все цели — суда над Господом и осуждения Его — и не стыдится заключить союз для этой цели с той, которая действительно по природе раба и служанка, но захватила господство незаконно — плотью нашей, и эта греховная плоть наша, блестящая мишурой, разодетая, как блудница на пиру, манящая нас приманкой наслаждений, несомненно, всегда будет вопрошать нас, подобно рабыне во дворе Каиафы: «Неужели и ты с Иисусом Назарянином?» Какой ответ дадите вы, братия, на эти вопросы, это будет во многом зависеть от того, что вы возьмете в академии и что усвоите в ней. Располагайте же свои силы так, чтобы взять от нее и твердость веры, и крепость любви ко Господу, молитесь и Преподобному, чтобы помог он в годину искушения нашей веры и любви к Господу сказать: «Господи, куда нам идти, Ты имеешь глаголы жизни вечной». [19] Аминь.

Примечания:

[1] Печ. по: Богословский вестник. Сентябрь. 1913. С. 1-5.

[2] Мф. 11, 7.

[3] См.: Кор. 1, 23-24.

[4] Ин. 5, 20.

[5] Ин. 17,17.

[6] Тим. 4, з

[7] См.: Кор. 1,19.

[8] Евр. 13, 8.

[9] Мф. 11, 7.

[10] Еф. 3,18.19

[11] Мф. 11, 7-8.

[12] См.: Сир. 5, 2.

[13] Рим. 1, з8.

[14] Еф. 12.

[15] Еф.5.8.

[16] См.: Мф. 5, 16.

[17] См.: Мк. 14, 67.

[18] Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. Песнь 2.

[19] См.: Ин. 6, 68. 

Архиеп. Волоколамский Феодор (Поздеевский)

Источник: Слава, пережившая века. Сб. проповедей, посвященных прп. Сергию Радонежскому. — СТСЛ, 2014.




1 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.