20-летие со дня перенесения мощей святителя Феофана

Святитель Феофан и Лавра

29 июня 2022 года Православная Церковь празднует 20-летие со дня перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского. Для Троице-Сергиевой обители это особая дата, ведь история возвращения честных мощей на Вышу тесно связана с Лаврой.

Епископ Феофан был погребен в 1894 году в правом, Владимирском, приделе Казанского собора Вышенской обители, в которой он двадцать два года подвизался в затворе. Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг Святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».

В 1920-е годы, во время богоборческих гонений, монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года — областная психиатрическая больница. Мощи святителя Феофана в эти годы безвременья находились на своем месте в поруганном Казанском соборе.

Осенью 1972 года под руководством профессора МДА игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников)[1], иерей Георгий Глазунов[2] и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий)[3] совершили поездку в Вышенскую обитель. По воспоминаниям протоиерея Георгия Глазунова, отец Георгий (Тертышников) несколько раз приезжал на Вышу – сначала один, как паломник, а потом уже вместе с игуменом Марком и Евгением Диденко втроем. Вместе с иереем Георгием они отслужили панихиду над поруганной гробницей епископа Феофана и решили вывезти из полуразрушенного храма честные останки Святителя.

Сразу обрести мощи не представлялось возможным, необходимо было все продумать. Иерею Георгию пришлось договориться с кладовщицей[4], что приедут гости, якобы исследователи, чтобы она открыла склад. Позже он вспоминал: «Взяв фонарик, мы спустились с отцом Елевферием в склеп, очистили мощи. Потом начали перебирать, пальчиками перекладывать все частицы мощей с места на место, в итоге все собрали полностью — и позвоночник, и косточки. Затем стали под метелочку собирать остатки праха, который уложили в целлофан. Нашли и Евангелие, которое лежало у владыки на груди. Оно было как новое, только при раскрывании листочки ломались, видимо из-за сырости; но печать совсем новая, будто только-только положили. Я передал это Евангелие отцу Марку. Мощи перенесли ко мне домой. Ко мне же домой за мощами приезжал высокий мужчина в очках — доверенное лицо отца Марка. Он все упаковал в клееночки, аккуратно уложил в чемодан. Так мощи были перенесены в Лавру». В Лавре отец Георгий (Тертышников), имевший медицинское образование, омывал, систематизировал, подписывал мощи и приводил их в порядок.

По благословению духовника Троице-Сергиевой обители архимандрита Кирилла (Павлова) останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором Лавры. По воспоминаниям архимандрита Елевферия, их поместили с левой стороны, недалеко от места погребения Патриарха Пимена. Мощи замуровали в стену, примерно на уровне груди. «Я не знаю, кто, кроме отца Марка и отца Георгия (Тертышникова), был посвящен в эту тайну, — рассказывал отец Елевферий. — Об этом знал отец Кирилл. И потом отец Георгий сказал мне, что они там находятся и что он собирает материалы для канонизации епископа Феофана».

В 1988 году мощи Святителя переправили в Рязань и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка. Здесь, под сенью, в новой гробнице, они находились в течение четырнадцати лет.

В 1990 году часть зданий Вышенской пустыни передали Церкви, началось ее восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь — была открыта женская обитель. Богослужения совершали в Успенском храме, единственном отреставрированном на тот момент, и сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из Сергиевского храма села Эммануиловка, расположенного в трех километрах от монастыря, в возрожденную женскую Вышенскую пустынь. Мощи Вышенского Затворника вернулись в монастырь ровно через тридцать лет после того, как их, спасая от поругания, увезли в 1972 году в Лавру.

Иеромонах Пафнутий (Фокин)


[1] Георгий (Тертышников), архимандрит. Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцент Московской духовной академии. Архимандрит Георгий оказался первым человеком в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана, показав, что его труды очень актуальны для наших современников и отвечают на многие сложные вопросы современного общества. Будучи человеком огромного трудолюбия, исполненным творческих сил, отец Георгий еще во время обучения в Академии начал свое знакомство с личностью Вышенского подвижника, с его духовным наследием. Раскрытие отцом Георгием значения духовного опыта святителя Феофана впоследствии принесло великую пользу Русской Церкви. Труды архимандрита Георгия явились ценнейшим вкладом в подготовку канонизации Святителя, которая состоялась в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси. Архимандрит Георгий преставился 2 октября 1998 года, погребен на братском кладбище в селе Деулино.

[2] Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, в трех километрах от Выши. Храм был построен и освящен по благословению самого святителя Феофана, а за год до его канонизации митрополит Рязанский Симон (Новиков) благословил пристроить к нему придел в честь Святителя.

[3] Елевферий (Диденко; 04.11.1940–05.05.2016), архимандрит. С 1974 по 1983 год был старшим помощником инспектора МДАиС. В 1989 году назначен наместником Киево-Печерской Лавры. 22 января 1992 года смещен с настоятельства митрополитом Филаретом (Денисенко) за отказ поддержать решение Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии, последние годы жизни жил и служил в Самаре, был духовником Самарской духовной семинарии.

[4] В соборе в это время располагался хозяйственный склад.


Иеромонах Георгий (Тертышников) у надгробия епископа Феофана Надгробие епископа Феофана Надгробие епископа Феофана в Казанском соборе, используемом под склад. 1970-е гг. Панихида у надгробия епископа Феофана в разрушенном Казанском соборе. Иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов, игумен Марк (Лозинский). 1972 г. Рака с мощами святителя Феофана в Казанском соборе. Современный вид Святитель Феофан Затворник. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий II в храме прп. Сергия Радонежского с. Эммануиловка, 2002 г.
29 июня 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.