29 июня 2022 года Православная Церковь празднует 20-летие со дня перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского. Для Троице-Сергиевой обители это особая дата, ведь история возвращения честных мощей на Вышу тесно связана с Лаврой.
Епископ Феофан был погребен в 1894 году в правом, Владимирском, приделе Казанского собора Вышенской обители, в которой он двадцать два года подвизался в затворе. Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг Святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».
В 1920-е годы, во время богоборческих гонений, монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года — областная психиатрическая больница. Мощи святителя Феофана в эти годы безвременья находились на своем месте в поруганном Казанском соборе.
Осенью 1972 года под руководством профессора МДА игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников)[1], иерей Георгий Глазунов[2] и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий)[3] совершили поездку в Вышенскую обитель. По воспоминаниям протоиерея Георгия Глазунова, отец Георгий (Тертышников) несколько раз приезжал на Вышу – сначала один, как паломник, а потом уже вместе с игуменом Марком и Евгением Диденко втроем. Вместе с иереем Георгием они отслужили панихиду над поруганной гробницей епископа Феофана и решили вывезти из полуразрушенного храма честные останки Святителя.
Сразу обрести мощи не представлялось возможным, необходимо было все продумать. Иерею Георгию пришлось договориться с кладовщицей[4], что приедут гости, якобы исследователи, чтобы она открыла склад. Позже он вспоминал: «Взяв фонарик, мы спустились с отцом Елевферием в склеп, очистили мощи. Потом начали перебирать, пальчиками перекладывать все частицы мощей с места на место, в итоге все собрали полностью — и позвоночник, и косточки. Затем стали под метелочку собирать остатки праха, который уложили в целлофан. Нашли и Евангелие, которое лежало у владыки на груди. Оно было как новое, только при раскрывании листочки ломались, видимо из-за сырости; но печать совсем новая, будто только-только положили. Я передал это Евангелие отцу Марку. Мощи перенесли ко мне домой. Ко мне же домой за мощами приезжал высокий мужчина в очках — доверенное лицо отца Марка. Он все упаковал в клееночки, аккуратно уложил в чемодан. Так мощи были перенесены в Лавру». В Лавре отец Георгий (Тертышников), имевший медицинское образование, омывал, систематизировал, подписывал мощи и приводил их в порядок.
По благословению духовника Троице-Сергиевой обители архимандрита Кирилла (Павлова) останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором Лавры. По воспоминаниям архимандрита Елевферия, их поместили с левой стороны, недалеко от места погребения Патриарха Пимена. Мощи замуровали в стену, примерно на уровне груди. «Я не знаю, кто, кроме отца Марка и отца Георгия (Тертышникова), был посвящен в эту тайну, — рассказывал отец Елевферий. — Об этом знал отец Кирилл. И потом отец Георгий сказал мне, что они там находятся и что он собирает материалы для канонизации епископа Феофана».
В 1988 году мощи Святителя переправили в Рязань и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка. Здесь, под сенью, в новой гробнице, они находились в течение четырнадцати лет.
В 1990 году часть зданий Вышенской пустыни передали Церкви, началось ее восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь — была открыта женская обитель. Богослужения совершали в Успенском храме, единственном отреставрированном на тот момент, и сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.
29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из Сергиевского храма села Эммануиловка, расположенного в трех километрах от монастыря, в возрожденную женскую Вышенскую пустынь. Мощи Вышенского Затворника вернулись в монастырь ровно через тридцать лет после того, как их, спасая от поругания, увезли в 1972 году в Лавру.
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
[1] Георгий (Тертышников), архимандрит. Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцент Московской духовной академии. Архимандрит Георгий оказался первым человеком в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана, показав, что его труды очень актуальны для наших современников и отвечают на многие сложные вопросы современного общества. Будучи человеком огромного трудолюбия, исполненным творческих сил, отец Георгий еще во время обучения в Академии начал свое знакомство с личностью Вышенского подвижника, с его духовным наследием. Раскрытие отцом Георгием значения духовного опыта святителя Феофана впоследствии принесло великую пользу Русской Церкви. Труды архимандрита Георгия явились ценнейшим вкладом в подготовку канонизации Святителя, которая состоялась в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси. Архимандрит Георгий преставился 2 октября 1998 года, погребен на братском кладбище в селе Деулино.
[2] Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, в трех километрах от Выши. Храм был построен и освящен по благословению самого святителя Феофана, а за год до его канонизации митрополит Рязанский Симон (Новиков) благословил пристроить к нему придел в честь Святителя.
[3] Елевферий (Диденко; 04.11.1940–05.05.2016), архимандрит. С 1974 по 1983 год был старшим помощником инспектора МДАиС. В 1989 году назначен наместником Киево-Печерской Лавры. 22 января 1992 года смещен с настоятельства митрополитом Филаретом (Денисенко) за отказ поддержать решение Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии, последние годы жизни жил и служил в Самаре, был духовником Самарской духовной семинарии.
[4] В соборе в это время располагался хозяйственный склад.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра