Талантливый искусствовед, писатель и переводчик Павел Павлович Муратов (1881-1950) был автором первого научного очерка о древнерусской живописи. Очерк вошел в 6-й том "Истории русского искусства" И. Грабаря, изданный в 1914 г. Критика единодушно оценила новаторское значение этой научной работы, в которой немало страниц отведено эстетической характеристике древнерусского изобразительного искусства. Обобщая черты живописи XIV-XV вв., Муратов дал удивительно точное описание идеального стиля эпохи Рублева, который в полной мере нашел свое воплощение в иконе Троицы. Живопись прп. Андрея рассматривается автором в русле развития новгородского искусства, так как в это время считалось, что в эпоху Рублева на Руси не было другой живописной школы, кроме новгородской. Но Павлу Павловичу было известно, что все источники о Рублеве московского происхождения и что они рисуют его как московского художника.
Икона Святой Троицы. ГТГ
П.П. Муратов принял участие в организованной И.Э. Грабарем в июне 1918 г. Всероссийской комиссии по раскрытию памятников древней живописи для наблюдения за расчисткой икон и фресок. Муратов стал свидетелем окончательной расчистки "Троицы" и тех общих восторгов, которые она вызывала на выставке новооткрытых икон летом 1920 г. в Москве. Хотя впервые "Троицу" Павел Павлович увидел в 1919 г. в Троице-Сергиевой Лавре, его предварительная оценка этого произведения оказалась на редкость точной. В двух новых книгах о русской живописи (Моuгаtow P. L'ancienne peinture russe. – Roma-Praha, 1925, p. 112-113; Muratov P. Les icones russes. – Paris, 1927, p. 174, 177) он изложил свою характеристику иконы.
Вот как он пишет: «В русском искусстве, так же как и во всяком ином, следует различать тему иллюстративную от темы художественной. Художник может принять извне данную иллюстративную тему и остаться свободным в своем восприятии ее как темы художественной. Многими исследователями уже были указаны особенности русской иконографии, вызванные национальными, психическими и бытовыми чертами русского народа. Здесь следует указать еще на те особенности русской иконографии, которые выражают как умели ценить русские художники эстетическую тему, просвечивающую сквозь тему религиозно-литературную. Русской живописью, например, доведена до высокого совершенства величественная и прекрасная тема Деисуса с "чином". Вокруг этой темы создался изумительно стройный и могучий художественный организм русского иконостаса. Другим проявлением подобного же высокого художественного сознания является исключительное значение, которое приобрели в древнерусской живописи фигуры крылатых ангелов.
Ограничение русского художника определенным, хотя и весьма большим выбором тем имело свою очень хорошую сторону. Оно естественным образом заставляло его сосредоточить весь свой талант на стилистическом существе живописи. Оно, так сказать, повышало его стилистическую энергию. По чувству стиля русская живопись занимает одно из первых мест в ряду других искусств. В каждой из его групп наряду с высшими достижениями есть плохие и посредственные вещи, стоящие на границе ремесленного. Но заслуживает глубокого удивления то обстоятельство, что даже эти плохие и посредственные вещи не выходят из общего стиля всей группы. Такой стилистической твердости мы не встретим не только в современном искусстве, но даже и в искусстве Возрождения. Чувство стиля в древнерусской живописи выражается преобладанием в ней элементов формальных над элементами содержания. Отношение старинного русского художника к своей теме часто кажется нам недостаточно индивидуализированным. На самом деле индивидуализация не исключена из возможностей этого искусства, но она проведена гораздо тоньше, чем в других искусствах, и потому часто ускользает от поверхностного внимания и неизощренного глаза. Русский художник вкладывал весь объем своей души в формальную трактовку темы, умея быть глубоко индивидуальным в своей композиции, в своем цвете, в своей линии.
Значительную роль в таком аристократизме древнерусской живописи играют типы лиц. Они могут быть признаны национальными в сравнении с типами греческой и южнославянской иконы. Но эта национальная особенность не есть особенность национального природного типа, перенесенная в изображения. Это чисто национальная художественная идея, не имеющая прямой связи с природой и действительностью. Мы имеем полное право говорить о высоко особенном и вдохновенном образе русского Христа. Но этот величественный образ говорит нам не столько о лице русского человека, сколько о душе и о мире идей русского человека. Как бы то ни было, русское искусство может гордиться тем, что оно создало абсолютно прекрасное художественное воплощение Спасителя и таким образом исполнило то, чего не в силах была исполнить италианская и северно-европейская живопись лучшей эпохи. С Мадоннами италианских и старонемецких мастеров могут быть сопоставлены и некоторые русские изображения Богоматери. Лики ангелов выражают тончайшую и благороднейшую идею красоты, унаследованную русскими художниками от Византии и взлелеенную как-то особенно бережно. Лики святых удерживают строгость стиля даже в тех случаях, когда можно говорить об их портрет- ности. Они свободны от психологизма, который неизбежно привел бы художника к драматичности. Русский художник мало претендовал на изображение внутренних движений и столь же мало привлекало его изображение внешнего движения. Неподвижность вытекает из идеалистической основы русской живописи. Ее бытие не нуждается в движении, которое могло бы нарушить цельность священного образа и сменить эпизодичностью его вневременное единство. В русской живописи нет мысли о последовательности во времени. Она никогда не изображает момент, но некое бесконечно длящееся состояние или явление. Таким образом она делает доступным созерцание чуда.
Наше представление об эпохе Рублева не противоречит тому, чему учит нас единственное достоверное произведение самого Рублева. Это произведение вполне объясняет и легенду, сложившуюся вокруг имени Рублева. Какова бы ни была школа, к которой принадлежит Троица, она сама является произведением исключительно прекрасным. Она производит определенное впечатление первоклассного шедевра. Тонкая и таинственная одухотворенность почила на ней. Нельзя назвать иначе как безупречной ее простую и гармоническую композицию, живущую в ритме едва чувствуемого и потому как-то особенно прекрасного движения – поворота среднего ангела, повторенного изгибом дерева и формой горы. Античный очерк ангельских ликов был для русского художника видением чисто идеальной, неземной красоты, и с этой мечтой его о стране священного предания так удивительно совпадает легкое и светлое впечатление пейзажа с эллинистическим зданием. «Греческая манера», формы и приемы византийской живописной традиции предстают здесь перед нами как бы приподнятыми на высшую ступень отвлеченности, идеализации. И только благодаря этой отвлеченности и "отстоенности" всех элементов формы они могли отлиться здесь в такой чистый кристалл стиля».
Источник: Муратов П.П. Русская живопись до сер. XVII в.: история открытия и исследования / П.П. Муратов. – СПб: Библиополис, 2008.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра