Держась моего намерения, по которому поступать в Катихизисе надобно, хощу искать таких вопросов, которые бы с первыми от нас толкованными вопросами вязались, и приличным некоторым, да к томуж и непрерывным шли бы порядком. Здесь не проповедническая, но учительская кафедра, то есть, здесь не надобно иметь такого обыкновения, чтоб некоторыя только знатнейшия выбравши места, изъяснять их и растолковывать, как обыкновенно делают проповедники: но целое Христианское учение, от самаго его подняв начала и основания, и до последняго приведши окончания и заключения, всю Христианскую вкратце показывают истинну, и делают, чтоб всякой человек из млада Священная Писания умел, яже могут всех умудрити во спасение. И так теперь можем изыскивать самую человеческаго естества подробность и корень, то есть, станем учиться теперь, откуду человек зачался быть, каков был, и какой ныне есть, или простее сказать, сколько человек имел на свете состояний? И когда много, то именно какия, и в каком теперь? Сей вопрос для того вопервых надобен, что как церковь состоит из одних только людей, так и учение церковное до одного только человека надлежит, с таким концем, чтоб его совершенным и блаженным зделать. Во вторых для того, что Символ веры начинается от веры, а вера не бывает без оправдания; оправдание надлежит до человека: то, понеже оправдаться должно человеку грешнику, неотменно следует человеку быть в другом состоянии, и различном от теперешняго, в котором оправдается. Почему неотменно надобно вопрос учинить о человеческих состояниях.
Вопр. Одно ли имел и имеет человек состояние? Отвеч. не одно, но различныя. Вопр. чем доводишь? Отвеч. из самаго збытия: мы теперь как живем, то сами чувствуем быть себе несовершенными. Рим. 3. 10. 17. 23. мы очень склонны ко злу, мало к добру; к любви мирской, нежели Божией; к настоящим, а не к будущим; а есть из нас, кои и Бога не знают: но невероятно, чтоб нас Бог такими создал. И так мы теперь неотменно в другом каком нибудь состоянии, а не в том, в каком от Бога созданы: да к томуж хотяб были и совершенными; то не следует, чтоб Бог нам хотел здесь вечно жить; но куда нибудь преселить. И так вот еще другое состояние. Второе из С. Писания Еф. 5. 8. Бесте иногда тьма, ныне же свет о Господе. Рим. 3. 9. гл. 5. 18. 1. Пет. 1. 3. Гал. 3. 23. Еф. 4. 24. Сии свидетельства протолковав покажут, что не одно есть человеческое состояние. Вопр. сколько и какия бы те были состояния человеческия? Отвеч. четыре наипаче начальныя состояния: 1) прежде падения; 2) по падении; 3) востановления или искупления; и 4) прославления: или инако: сотворения, падения, исправления, и ублажения: Сии еще состояния делятся на другия некоторыя, но то надлежит до Богословов. Сей ответ теж имеет доводы, какие и первый ответ. А что только четыре, то тем подтвердить можно, что других состояний ни разсудок наш, ни С. Писание не показывает; а ежели другия и сыщутся состояния, то они в сих будут заключаться. Вопр. для чего о сих состояниях в Катихизисе говорить надобно? Отвеч. о первом состоянии говорить надобно для того, чтоб показать, как тяжек и мучителен есть грех, который нас такого добра лишил, Рим. 13. 23. и какому человек чрез тот грех подпал Божиему гневу, Рим. 1. 18. тут же представить и пребедное человеческое состояние. Еф. 2. 14. А о втором для того, чтоб доказать пребезмерную, безконечную и неизглаголанную Божию благость, Тим. 3. 4. которая нас премилостиво от того избавила, и объявить Христовых заслуг важность, Евр. 10. 14: 12. 10. а о третьем и четвертом и Символ не умолчит. Вопр. В чем бы заключалось первое человеческое состояние прежде падения? Отвеч. в том, что человек будучи от Бога создан во всяком совершенстве и достоинстве, как не имел ничего в себе богопротивнаго, так и от Бога был любимым и в милостивой Божией содержался любви, следовательно такое состояние за блаженное не почесть не льзя. Вопр. чем сие подтвердить? Отв. из Бытия гл. 1. где описывается человеческое сотворение; а имянно, что человек создан от Бога не так как небо, и прочия бездушныя вещи или и скоты; но по образу и по подобию Божию, то есть, создан святым и непорочным по образу святости Божия, премудрым по образу премудрости Божия, праведным по образу праведнаго Бога. Да еще силы в создании получил такия, которыми бы ему творить все доброе, подобясь самому Богу: быть милостивым, как Отцу Небесному; любить ближняго, как самому Господу; стараться о других пользе, как самому Творцу; уклоняться от зла, чтоб подобным быть Богу, которой со всех сторон есть самое добро. Или вкратце: совершенство и достоинство, которое имели первосозданные человеки, и которым образ на себе показывали Божий, состояло наипаче в сих пяти. Первое в том, что имели разум просвещенный, и образом неким подобный премудрости Божией, по тому что животным всем Адам дал имена по сходству их природы. Быт. 2. 19. Второе, что имели волю сообразную с правдою Божиею и святостию: для того, что мы имеем повеление от Бога в такую стараться приходить святость, с какою создан был первой человек. Еф. 4. 24. Третие в том, что ни на какое худо их воля не клонилась, сообразуясь Божией непорочности и чистоте; и в том, что никаких безместных и богопротивных движений внутрь себя не чувствовали: а сие видно из той простоты, что будучи нагими не стыдилися. Быт. 2. 25. Четвертое, что имели тело нетленное и безсмертное, по тому, что смерть есть только за грех награда. Рим. 6. ст. 23. Пятое в том, что имели господство над прочею тварию и потому, были сообразными власти Божией, смотри Бытия 1. 27. А отсюду заключить должно, что сколько бы человек так ни жил, все бы оное время называлося, состояние сотворения, или, понеже человек в том добре не устоял, то состояние прежде падения. Тут много есть, о чем бы говорить можно, только, понеже учение Катихизическое того не терпит, да и время не попускает; то вопр. устоял ли человек в том состоянии? Отвеч. ах! никак: пался падением странным, преступив заповедь Божию, более послушав диавола, нежели своего Творца. Рим. 5. 12. Вопр. Что по сем падении последовало? Отв. Жестокое от праведнаго Бога определение. Какое? Отобравши от него все почти те дары, которыми так славен был, выгнал из Рая, к непрестанным трудам приставил, землю для него проклял, да почти и тварь всю Рим. 8. 19. казнил, и не только от своего лица отлучил: но к Раю приближаться не приказал. От чего зделался человек бедным, нищим, слепым, нагим, Ап. 3. 17. скудным, безпомощным, презренным, маловременным, многотрудным, многопечальным, многозаботливым, ленивым, непонятным, слабым, немощным, дряхлым, недоброхотным, ненавистником, немилосердым, гордым, несожалительным, обидливым, ругателем, презрителем, непослушливым, жестокосердым, каменным, кратко сказать: грешником, Бога незнающим, стался у Бога быть в гневе, ненависти, проклятии, и повинным вечному огню. И так-то уже другое наступило состояние. Вопр. для чего бы так жестоко Бог Адама казнил, когда его вина кажется невелика, а именно, что одно съел яблоко? Отвеч. никак: вина Адамова была и превеликая, и страшная для следующих резонов: 1) что Адам согрешил, когда было удобно можно не согрешить, будучи так святым, премудрым, праведным, богоподобным, и так по одной упорности и неповиновению. 2) Что несносною вознесшись гордостию, не доволен был своим тем состоянием; но захотел быть равным Богу, почему Бог и поносит его за то: Се Адам бысть яко един от нас.1 3). Что диавола предпочел, страшно сказать, пред Богом, поверя диаволу более, нежели Богу, да к томуж Бога поставил нетолько лживым, когда слышавши от Бога, смертию умрети, не поверил, а диаволу, которой сказал, не умреши, лучше поверил; но и завистливым, когда сим словам диавольским поверил: но весть Бог, яко в онь же день снесте, то отверзутся очи ваши, и будете яко Боги, ведуще добро и зло. А кто Богу не веря, верит диаволу, тот Бога не имеет за Бога, но диавола. 4) Что Адам всех своим грехом погубил, всех, к смерти привел, весь мир превратил. Вопр. да разве и мы все во Адаме стали виноватыми? Отвеч. неотменно: примечай доводы следующие: первой, Адам был глава всех, и в его лице весь род человеческий представлялся, и мы в нем заключались, как в семени плод, как в стебле отрасль, как в реке ручей. А когда так, то так Адаму та заповедь дана была, что и до нас всех простиралась; и когда он не устоял, то и нам пасть надобно, так как попорченнаго семени портится и плод. Второй, Адам те все дарования, которыя мы считали, так от Бога принял, чтоб и нам их сообщить: так что ежелибы не согрешил Адам, и нам бы от него таким же родиться надлежало, какой он сам. А когда так, то праведным судом, когда Адам пал, и то все погубил, не только для себя, но и для нас: почему принужден родить подобных себе грешников, а не праведников: каков перстный, такови и перстнии.2 Третий, все мы, да еще и младенцы, умираем, а за что бы, когда не за грех? Четвертый, что все мы чувствуем завсегда в себе грех: откуду бы, когда бы в том не родилися? Пятой из С. П. Рим. 5. 6. Еф. 2. 3. Иоан. 3. 5. Псал. 50. и так-то мы в другое состояние попали. Вопр. Когда так мы все согрешили, то уж ли нам вечно бы погибать надобно? Отвеч. Всячески, разсуждая, что в самих нас есть: Нам пришло было или Богу безчестие заплатить, или обезчестив безконечнаго безконечною мукою казнимым быть: но и как перваго никак не могли: а без сего никак не можно было: то прежде умирать, а умерши во ад на вечныя муки отходить принуждены стали. Вопр. Так уж ли мы так погибли, что не откуду и надежды ожидать? Отвеч. Никак: мы имеем премудраго Бога, и премилостиваго Творца: Он не по беззакониям нашим сотворил, ниже по грехам нашим воздал. Он наши недостатки исправил. А как и чрез кого? О том в будущую неделю. А теперь мало поплачем о нашей бедности.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра