Павел, как уже слышали вы, некоторых порицает за то, что, когда было, смотря по их летам, должно им быть учителями другим, но они сами первым Христианскаго учения начаткам нужду имели учиться. А из нас уже некоторые поседели, некоторые от дряхлости ни чем не владеют, некоторые одною ногою на земле, а другою во гробе; однако мало еще знают: столько же их должно учить, сколько и младенцев. Но как таких учить, которые не хотят учиться, которые будучи Христианами, Христианскаго учения бегают? И сия-то настоящая причина, для которой люди более пленяются любовию мирскою, нежели Христовою; и то для того, что в учении Христианском не только неискусны, но и не хотят быть искусны, или премного ленятся быть искусными. Скажи, пожалуй, сколько теперь людей на улицах шатающихся, на кабаках пьянствующих, на торгу, или обманывающих, или безполезно бродящих? Без числа. А чтоб кому посидеть при ногу Иисусову, и послушать слово Его, то или одна Мария, или мало с нею кто другой. Теперь, говорю, на месте сем в сем училище меньше для слушания Катихизиса Христианскаго собралось народа, нежели сколько теперь есть на торжище. В сладость бы я тех спросил, почто бы они лучше хотели миру служить, нежели Богу? Телу, а не душе? Или скажут, что в мире все легче достается? Людие мои, обманываетеся, весь мир во зле лежит:1 людие мои, увещавает вас святый Исаиа Пророк, хвалящии вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают2. Все такие люди ходят на самых крутых морских брегах, с которых весьма удобно могут упасть в морскую вод бездну. Все такие люди ступают по зубцам стен городовых, с которых мало покривясь, должно в прах разшибиться. Ты благодатию Божиею Христианин! а никакого о Христианстве не имеешь понятия. Ты от сего времени все силы употреби, чтоб не только называться, но и быть Христианином. Ты не преставай Бога молить, чтоб тебе открыл хотя мало понять Христианское учение, денно и нощно говоря: Господи! скажи ми путь, в онь же пойду3. Владыко! дух Твой истинный да наставит мя на всяку истинну. Боже! ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны! познати на земли путь, во всех языцех спасение твое4. Такая молитва поведет тя в дом премудрых; такое прошение прикажет тебе тереть пороги разумных; такая прозьба к Богу посланная заведет тебя и в сии училища, которыя, ежели кто назовет училищем благочестия, не погрешит. А ежели ты в сем будешь противушествовать, то время тебе и Христианскаго имени отказаться. Когда ты Христианин, то ни на что тебе так спешить не надобно, как на Христианское учение: а когда отвращаешься, то не называйся Христианин, но Язычник, но Мытарь. Что сие за чудовище! и быть Христианином, и Христианскаго учения или совсем не слушать, или неохотно слушать. Будь или горячь, или студен; а когда ни горячь, ни студен, то изблевати тя имам, глаголет Господь Вседержитель.5 Считаться за тварь Божию, а не знать своего Творца; быть искупленным от работы диавольския, а не знать чрез кого; вменяться праведником, а не знать у кого, и чрез кого; веровать, а не знать в кого; подвизатися, а не знать, для чего, есть знак пренеблагодарнейшаго человека. Ужаснися небо! говорю, и говорить не престану, что малую такие люди имеют надежду ко спасению, или едва ли такие спасутся. Христианин всякой должен неотменно знать Творца своего Бога, и Искупителя Христа, то есть, знать причину воплощения Христова, не выпускать из мысли страдания Христовы, заслуги Христовы, смерть Христову, как такую, за которую его Бог должен миловать, приятствовать, благодать дарствовать, и живот вечный обещавать; без такого мудрования спастися не можно. В подтверждение сего приношу вместо неразрушимых печатей слово одно Христово, а другое Павлово. Христос говорит: Се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа.6 Павел же: не судих ино что ведети вам, точию Иисуса Христа, и сего распята.7 Сии слова заметьте, и хотя ими возбудитеся прилежать о Христианском учении. Христианское учение, вкратце подаваемое, и довольное ко спасению человека, называется, как сказано, Катихизис; а определено особливо для ленивых и простых, снисходя их немощи, чтоб, когда одни за свою леность, а другие за свою простоту не могут понять высокия Богословския разсуждения; то хотяб вкратце тому учились в Катихизисе, которой Катихизис как с благодатию Божиею здесь начался, так с тою же будет и продолжаться в пользу вашу, в славу же имени Божияго. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра