Павел, как уже слышали вы, некоторых порицает за
то, что, когда было, смотря по их летам, должно им быть учителями другим, но
они сами первым Христианскаго учения начаткам нужду имели учиться. А из нас
уже некоторые поседели,
некоторые от дряхлости ни чем не владеют, некоторые одною ногою на земле, а
другою во гробе; однако мало еще знают: столько же их должно учить, сколько
и младенцев. Но как таких учить, которые не хотят учиться, которые будучи Христианами,
Христианскаго учения бегают? И сия-то настоящая причина, для которой люди более
пленяются любовию мирскою, нежели Христовою; и то для того, что в учении Христианском
не только неискусны, но и не хотят быть искусны, или премного ленятся быть искусными.
Скажи, пожалуй, сколько теперь людей на улицах шатающихся, на кабаках пьянствующих,
на торгу, или обманывающих, или безполезно бродящих? Без числа. А чтоб кому
посидеть при ногу Иисусову, и послушать слово Его, то или одна Мария, или мало
с нею кто другой. Теперь, говорю, на месте сем в сем училище меньше для слушания
Катихизиса Христианскаго собралось народа, нежели сколько теперь есть на торжище.
В сладость бы я тех спросил, почто бы они лучше хотели миру служить, нежели
Богу? Телу, а не душе? Или скажут, что в мире все легче достается? Людие мои,
обманываетеся, весь мир во зле лежит:1
людие мои, увещавает вас святый Исаиа Пророк, хваля
щии
вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают2.
Все такие люди ходят на самых крутых морских брегах, с которых весьма удобно
могут упасть в морскую вод бездну. Все такие люди ступают по зубцам стен городовых,
с которых мало покривясь, должно в прах разшибиться. Ты благодатию Божиею Христианин!
а никакого о Христианстве не имеешь понятия. Ты от сего времени все силы употреби,
чтоб не только называться, но и быть Христианином. Ты не преставай Бога молить,
чтоб тебе открыл хотя мало понять Христианское учение, денно и нощно говоря:
Господи! скажи ми путь, в онь же пойду3.
Владыко! дух Твой истинный да наставит мя на всяку истинну. Боже! ущедри
ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны! познати на земли
путь, во всех языцех спасение твое4.
Такая молитва поведет тя в дом премудрых; такое прошение прикажет тебе тереть
пороги разумных; такая прозьба к Богу посланная заведет тебя и в сии училища,
которыя, ежели кто назовет училищем благочестия, не погрешит. А ежели ты в сем
будешь противушествовать, то время тебе и Христианскаго имени отказаться. Когда
ты Христианин, то ни на что тебе так спе
шить
не надобно, как на Христианское учение: а когда отвращаешься, то не называйся
Христианин, но Язычник, но Мытарь. Что сие за чудовище! и быть Христианином,
и Христианскаго учения или совсем не слушать, или неохотно слушать. Будь или
горячь, или студен; а когда ни горячь, ни студен, то изблевати тя имам,
глаголет Господь Вседержитель.5
Считаться за тварь Божию, а не знать своего Творца; быть искупленным от работы
диавольския, а не знать чрез кого; вменяться праведником, а не знать у кого,
и чрез кого; веровать, а не знать в кого; подвизатися, а не знать, для чего,
есть знак пренеблагодарнейшаго человека. Ужаснися небо! говорю, и говорить не
престану, что малую такие люди имеют надежду ко спасению, или едва ли такие
спасутся. Христианин всякой должен неотменно знать Творца своего Бога, и Искупителя
Христа, то есть, знать причину воплощения Христова, не выпускать из мысли страдания
Христовы, заслуги Христовы, смерть Христову, как такую, за которую его Бог должен
миловать, приятствовать, благодать дарствовать, и живот вечный обещавать; без
такого мудрования спастися не можно. В подтверждение сего приношу вместо неразрушимых
печатей слово одно Христово, а другое
Павлово.
Христос говорит: Се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога,
и Его же послал еси Иисус Христа.6
Павел же: не судих ино что ведети вам, точию Иисуса Христа, и сего распята.7
Сии слова заметьте, и хотя ими возбудитеся прилежать о Христианском учении.
Христианское учение, вкратце подаваемое, и довольное ко спасению человека, называется,
как сказано, Катихизис; а определено особливо для ленивых и простых, снисходя
их немощи, чтоб, когда одни за свою леность, а другие за свою простоту не могут
понять высокия Богословския разсуждения; то хотяб вкратце тому учились в Катихизисе,
которой Катихизис как с благодатию Божиею здесь начался, так с тою же будет
и продолжаться в пользу вашу, в славу же имени Божияго. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра