Сказали мы, что должна быть, и есть в свете церковь.
Но сие очень мало для нас казаться должно. Чтобы было пользы? Какая утеха, какая
отрада, ежели бы другие тою честию наслаждалися, а не мы бы тем преславным церкве
именем почтены были? Иные бы, говорю, сию милость Божию, которую Он к церкви
имеет, принимали; а мы бы в тяжчайшем у Бога были гневе, котораго никакая тварь
снести не может. Другие в скорби присно бы радовалися; будучи нищими, а многих
бы богатили; ничто же имуще, а все бы содержали: мы бы напротив в радости присно
скорбели; будучи богатыми, а всего бы требовали; все бы имели, а ни чем бы не
владели; чтобы сие было за странное и пребедное наше состояние? Ты бы в церкви
считался, а я бы в лукавом мире; ты бы работал Господу, а я бы злому века сего
миродержцу; ты бы жил в доме Господни, и посещал бы храм святый Его, а я бы
курил во храмах идольских, я бы их скверны за тайны почитал? А теперь наше такое
ли состояние? Боже мой! быхом иногда тьма, ныне же свет о Господе.1
Теперь
нам небо служит, воздух покоряется, повинуется земля, небо есть наше наследие,
воздух есть, по которому нам на небо итти должно; земля, из которой нам в славу
воскресения востать надобно. Ибо и мы, как я толковал, находимся в церкви или
и есьмы церковь: и об нас уже сие сказать можно: вы есте церкви Бога живаго2.
Мы-то та церковь, о которой много говорили Пророки, много Апостоли, много сам
Христос: мы-то от язык собранная церковь, которую Павел насадил, Аполлос напоил,
Бог же возрастил. Были мы некогда безбожными в мире, и такими, которых за то,
что мы Его не знали, Бог не знал; а ныне как только повелел Бог из тьмы свету
возсияти, иже возсия в сердцах наших:3
то рушилася первородная темнота, мрак греховный исчез, пропасть соблазнов погибла,
рыдание адское утихло, ловитель изнемог, сеть сокрушися, и мы избавлени быхом4.
Мы только теперь весело смотрим, куды бы глаза наши ни возвели. На небо ли?
Тут я весь лиюся радостию, понеже оно мне есть отечество, в котором я после
здешних сует и бед вечно покоиться буду; оно есть пристанище, где я по мирским
волнованиям пристать должен. На землю ли? Я тут до
знаю,
что она храмину мою телесную в себе скроет за тем точно, чтоб в последний день,
как вострубит труба, ее в целости возвратить, чтоб уже веселилася в храмине
нерукотворенной вечной на небесех. На солнце ли? Оно мне знать дает будущаго
моего прославления светлость. Праведницы, говорит сам Спаситель наш,
просветятся яко солнце.5
На звезды ли? И оне также есть некотораго моего возвышения знак. Я не один сие
дознаю; Павел сам описывая имущую быть в воскресение славу, уподобляет оную
не только солнцу, не только луне, но и звездам.6
А что говорить о Богословии, то есть, о учении, которое нам с сею церковию пришло,
и которое учение мы Христиане содержим? Веруем мы, а не умишком нашим хвастаем;
веруем мы во Единаго Бога, а многобожие отвергаем; веруем в ходатайство Иисуса
Христа, а не отвергаем спасение; хвалимся смертию Христовою, а не распинанием
Христа; крещение приемлем, а не остаемся во грехах; ожидаем на облацех имущаго
приити Судию, а не думаем, чтоб все наши дела без разбору осталися; чаем воскресения
мертвых, а не принимаем то, что будто бы мы в смерти совсем пропадаем; чаем
и жизни будущаго века, а не держимся того, что
будто
бы в сей жизни содержится все. Мы такими мудрованиями различаемся от всех; мы
такою только верою спастися уповаем. Да откудуж бы было, что мы так преобразились?
От Бога. Сия, говорю, измена десницы вышняго.7
Сие все справедливо, только каким нам в таком случае быть надобно? Какое Богу
приносить благодарение, что нам свою волю открыл, нас от потопа греховнаго в
спасительный принял ковчег? Не попустил Он нам родиться Татарами; не попустил
такими, которые Бога не знают; не попустил и такими, которые Его и знают, да
худо. Он все то, что до него касалося, исправил; мы, чтоб так милостиваго своего
благодетеля не разгневать, весьма опасаться должны. Не буди нам когда того,
чтоб мы воли его противниками были. Нет! Бог поругаем не бывает: не за тем нам
Он волю открыл, и тайны свои сообщил, чтоб мы только звуком уши полнили, а самою
вещию презирали; устнами бы чли Его, а сердце наше далеко отстояло от него;
так верует и диавол, такъже слушает и Язычник. Ты стал быть в благодати Христовой,
да и изнемог, да и разслаб. Ты слушаешь Евангелие, но не по Евангельски живешь:
столько же дивишься злату, сколько и тот, которой то за Бога почитает;
ты
столько же гонишься за прибытками, сколько и язычник; ты столько же затворяешь
утробу свою от нищаго, сколько и безбожник; ты столько же стараешься о душе,
сколько и тот, которой ей думает вместе с телом пропасть. Чтож сие за вера?
Что сие за христианство? Такая вера Богу досаждает, такой человек в церкви почесться
едва ли может. Я знаю, что ты по высокоумию своему думаешь себе стоять как кедру,
которой не подвижется во век. Но как на такую вышину дыхнет бурный ярости Божия
ветр: то едва ли устоит такая вершина, чуть ли не потрясется и самый корень.
Бог знает и из невернаго делать верным, и вернаго осудить за нечестие. Ты верою
стоиши, не высокомудрствуй, но бойся. Истинный Христианин есть подобен светилу
в мире. Его вера пред Богом чиста; Его дела и под спудом не скрыты; Его делами
прославляется Бог. Такой человек когда бы замешался в десяти тысячах неверных:
он бы и тут себя отличил; он бы и там виден был, как Ной в тех грешниках, которые
в водах погибли, как Авраам между идолопоклонниками, как Лот между Содомлянами,
как Иосиф между Египтянами, как Иов между Аравлянами, как Моисей между Израильтянами.
Такой Христианин куды бы ни пошел, с собою но
сит
церковь, или за ним всюду ходит церковь. Таких Божиих людей когда будет целое
собрание, то зделается церковь, о которой мы ныне толковали. Которое толкование
да будет в вашу пользу, в славу же Божию, ему же да будет от нас честь и слава
во веки. Аминь.
Сказывано Октября 26.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра