Четвертая заповедь повелевает, чтоб мы в день воскресный и в другия известныя времена обще собиралися на Богослужение, для воздаяния той чести, какою тварь обязана Творцу, и для наставления нашего.
Должно бы нам непрестанно в богослужении и молитве пребывать: но по слабости существа нашего и по разным житейским нуждам, то есть невозможно. Почему милосердый Бог снисходя немощи нашей для отправления наших житейских правильных дел и работ оставил шесть дней: а один только седьмой день определил на служение себе. Сей седьмой день от начала мира была суббота, что значит покой, который день после по пришествии Спасителеве от всего Христианства пренесен на следующий день за честь воскресения Христова. Ибо как суббота прежде наблюдалася для того, что в оный день почил Бог от всех дел созидания мира: так и воскресения день пристойно от Христиан должен почитаем быть для того, что в сей день Господь наш Иисус Христос опочил, то есть, совершил дело искупления нашего, которое есть другое некое новое твари создание. Почему, чтоб сей благословенный день святить, то есть, богоугодно праздновать, надобно:
1) Оставить всякия дела и работы, и дать отдохновение как самому себе, так и рабу своему и рабыне, чтоб хотя мало отводя мысль свою от житейских заботливых сует отправлять безпрепятственно службу Господню, и дабы все, и самыя безсловесныя твари, как-то скоты, могли пользоваться Божиими благодеяниями. И сие должно наблюдать крепко, разве некая необходимая нужда иначе будет требовать: как наприм. пожар, нашествие неприятельское, болезнь ближняго, или какое другое обществу всему полезное и времени нетерпящее дело. И такие случаи не нарушают заповеди сей: ибо чрез них некоторым другим образом Божий же закон исполняется; следовательно, не обезчещивается имя Божие. Сие подтверждает сам Спаситель Марк. гл. 2. ст. 27. Суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради. То есть, законы субботы иногда могут уступить другим спасительным человеческим пользам.
2) Приходить во храмы Божии, чтоб в общем церкви собрании благодарить милосердому Промыслителю за все его благодеяния, а в неисправлениях и грехах с сожалением признаяся исповедывать, и его же благость молить, чтоб и впредь не преставал снабжать своими святыми благословениями: а иногда не редко и Божественных таин причащаться: притом слушать с прилежанием чтения и пения церковнаго, и с усердием внимать проповедуемому Божию слову и духовному поучению. Приходить же во храмы не в воскресныя дни токмо, но и в другия знаменитыя Господни праздники и угодников его, дабы чрез сие душеполезное упражнение больше успевать в благочестии.
3) Которые удалены от церкви, или крайнею некоторою нуждою не допущаются, те должны в тот день на всяком месте святыя свои руки простерши к небу принести молитву, и что нибудь из духовнаго наставления прочесть: а есть ли кто безграмотен, тому другаго искуснаго о том просить.
4) В дому наставлять домашних, и поучать закону Божию, родителям своих детей, господам рабов, учителям учеников, приставникам вверенных их смотрению, да и всякому ближняго своего при всяком случае стараться духовно упользовать. Все бо мы друг другу члены и братия есмы.
5) В сей наипаче день от имения уделить милостыню для бедных, или для содержания других лиц, а именно: содержать со удовольствием духовенство, служителей церкве, да с радостию должность свою отправляют, а не воздыхающе; достоин бо есть делатель мзды своея: давать на нужды церковныя и на сооружение, так же на строение богаделен для больных и престарелых, на содержание училищ, на принятие странных, на искупление пленных. Кто по сему поступает: тот освящает субботу Господню, и он уже в жизни сей начинает оную вечную субботу, то есть, покой, которая празднуется в блаженной жизни. Евр. гл. 4. ст. 8.
А грешат против сей заповеди
1) Которые по некоторому чрезмерному к прибыткам и богатству пристрастию дел своих и работы не оставляют. Такия служат мамоне и чреву своему, а не Богу, и они весьма мало должны иметь веры и надежды на Божий промысл: ибо они безумно думают, что аки бы всякая польза больше от труда их, а не паче от милости и благословения Божия зависела. Такая мысль языческая есть, а не христианская: почему часто правосудие Божие делает, что таким образом снисканное богатство в один час пропадает.
2) Которые не брегут ходить в церковь, или по некоторой к благочестию холодности, или по лености, или по неосновательному разсуждению, что церковная общая молитва не превосходнее особенной молитвы: а вместо того сие спасительное время препровождают в праздности, в прогулках, в пиянстве, в соблазнительных зрелищах, в непристойных играх и в прочих безчинствах. А хотя для отрады жития и повеселиться в праздник, только чтоб сие было без повреждения своего, без обиды другаго и без соблазна.
3) Которые и ходят в церковь, но или по одной привычке, или по некоей наружной пристойности, или для прогулки, и во время приношения молитв и совершения таин, стоят неблагочинно, разговаривают, смеются, пересмехают, о пустых вещах мира сего думают, а иногда и клеветы сшивают, поучений духовных не со вниманием слушают, или еще и пересуждают; а должно всякую проповедь, каковоб она ни сложена была, принимать со усердием, за то единственно, что в ней проповедуется Божие слово.
4) Которые не знают, да и не стараются знать Божий закон, и не в чтении богодухновеннаго писания, но соблазнительных книжек и вредных сочинений упражняются. Почему в крайнем благочестия неведении бедную жизнь свою оканчивают.
5) Против сегож грешат неисправные священники, которые Паству свою не учат, и в собраниях церковных им слова Божия не проповедуют, или [когдаб сами не научены были], других церковных поучений пред ними не прочитывают: а чрез то взявши ключь разумения и сами в царство небесное не входят и других не вводят; или чтение и пение церковное отправляют с небрежением неблагочинно, весьма спешно, и потому и соблазнительно и безполезно.
6) Которые от имения своего не уделяют и малой части на нужныя духовныя дела, как-то на содержание причта церковнаго, на сооружение церквей, богаделен, училищ, бедных и нищих, сирот и вдовиц: но вместо того расточают имение свое на излишные и безмерные расходы и роскоши, на безпутныя увеселения, на бездельных смехотворцов, и на прочия злыя употребления. Все такие не святят, но сквернят субботу, то есть, дни праздничные, и они за то лишатся торжественнаго празднования в небесных обителях.
Доселе продолжались четыре заповеди касающияся до Бога и должной ему чести: следующия шесть надлежат до наших ближних, и простираются к мирному и благополучному житию всех вообще людей.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра