§ 15.

§. 15.

Для исполнения заповедей Божиих нужно есть содействие благодати его (а); которое, как и всякое другое добро получается усердною молитвою (в).

а) Будучи человек и в понятии духовныя истинны слаб, и в избрании совершеннаго добра немощен, [как сие выше довольно показано] требует, чтоб вседействующая Божия благодать сии недостатки сама собою дополнила, возвышая его мысль к понятию Спасительныя истинны, и управляя его сердце к желанию и достижению истиннаго благополучия. О сем нас Евангелие не токмо извещает, но и уверяет, что милосердый Бог помогать нам в столь нужном для блаженства нашего деле всегда готов есть. Без мене, говорит Спаситель наш, Иоан. гл. 15. ст. 5. не можете творити ничесоже. Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы аще во мне не пребудете. Согласно с своим Учителем мудрствовал его избранный сосуд. 2. Корин. гл. 3. ст. 4. Надеяние таково имамы Христом к Богу, не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога. Сия милосердая недостаткам нашим споспешествующая Создателева воля потребна не токмо в делах духовных, которыя непосредственно нас к вечному пути управляют, но и во всяких других требованиях надлежащих и до сей жизни. Ибо Господь есть верьховный властелин всех вещей, и Он с высоты святыя своея на все вещи взирая, по своему премудрому благоволению всякой твари пристойное и надлежащее делает удовольствие. В разсуждении сего святый Иаков написал, что всякое даяние благое и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Отца светов. Почему, дабы щедрых Небеснаго Отца даров всегда мы были сподоблены, должно сердечным желанием возноситься к Нему и усердными молитвами ударять в двери его благоутробия. Правда, что Бог ведает и прежде прошения, в чем мы имеем нужду; да ведает и то, кому что дать надлежит: а в разсуждении сего часто человек того не получает, что он получил бы, ежели бы усердною молитвою и чистым сердца расположением предварил склонную всегда к благодетельству Создателеву волю.

Что есть молитва?

в) Молитва есть возношение мысли нашея к Богу с прошением от него душеполезных благ. Чтоб молитва наша была богоугодна и действительна, потребно 1) Чтоб мы того у Бога просили, что нам в истинном его слове предписано. Ибо человек Духом Святым непросвещенный, как не может знать, в чем его истинное состоит блаженство, так не может знать и того, что ему в молитве своей просить надобно. Подтверждает сие великий Апостол Рим. гл. 8. ст. 26. Дух пособствует нам в немощех наших. О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными. Сей Святый Дух в писании своем открыл, чтоб нам первее всего искать и просить царства Божия и правды его, то есть, способа к получению его. И сего души нашей спасения просить от Бога прямо, то есть, с несомнительным уверением, что прошение сие есть приятно Богу: а протчих благ, как-то здравия, долговременной жизни, богатства, честей, довольства, просить с договором, то есть, прибавляя: ежели его святой воле угодно, и ежели он всевидящим своим оком предусматривает, что оная благая для меня будут полезными. 2) Чтоб молитва была приносима от горячаго и сокрушеннаго духа с нелицемерным признанием скудости своея и бедности, и словами кающагося блуднаго сына, колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю! Лук. гл. 15. Понеже человек сам чрез себя ничего не имеет и иметь не может, ежели Отец Небесный не отверзет щедрую руку свою. 3) Чтоб все наши прошения утверждены были надеждою на дражайшия заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа, с крепким уверением самих себя, что единая токмо Искупителя нашего смерть и пролиянная за нас его кровь сильна склонить милосердие Божие ко исполнению желаний наших. А без сего молитва наша, яко от грешнаго сердца и от недостойных уст происходящая, никакой не имеет силы. Сие столь несомнительно, что сам Сын Божий ясными словами объявил нам то: аминь, аминь, глаголю вам: яко елика аще попросите от Отца во имя мое, даст вам. Иоан. гл. 10. ст. 23. А блаженный Павел и сильным доказательством то подтверждает. Рим. гл. 8. ст. 32. Иже убо своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с Ним вся нам дарствует?



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.