Девятая заповедь требует, чтоб ни в чем не лгать, и языком своим не касаться ближняго с обидою.
По разсуждению святаго Иакова язык человеческий может быть великих зол причиною, ежели будет не обуздан, и разсуждением не управляем. Почему, как говорит тот же Апостол, в гл. 3. Ежели кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело. Может же лжесловесный язык разными образы с обидою коснуться ближняго, а именно:
1) Когда кто на кого ложно в суде доносит: или заочно пред другим оклеветывает, а чрез то многия ему наносит обиды, ибо и честь его повреждает, и тратою имения в разорение приводит, и здравию причиняет болезнь. Такой лживых доносителей и клеветников род есть род диавольский: понеже диавол по имени своему значит клеветника, и он же, по Христову слову, Иоан. гл. 8. ст. 45. лож есть, и отец лжи.
2) Когда судия неправедное на кого произносит определение,
будучи побежден некоторым пристрастием, или не разыскав совершенно дела, а чрез
то и ближняго разоряет и убивает, и оскорбляет Бога, котораго он в суде носит
на себе лице.
3) Сей же заповеди противно и всякое досадное и
ругательное слово. Когда например кто в лице укоряет и порицает кого, или смеется
некоторым в теле или в уме ближняго недостаткам, или язвительныя и уничтожительныя
делает шутки, или чужия дела и слова на худую толкует сторону и вредныя выводит
из них следствия, или другаго во грехах осуждает не с благим намерением исправления,
или подметныя и ругательныя сочиняет письмы, или что ни есть произносит такое,
чрез что ближняго честь умаляется. Есть же и хитрые способы безчестия, когда
кто другаго будто хвалит, но та хвала растворена некиим потаенным, но острым
ругательством, или нечто сомнительное о другом говорит, и оставляет того, кому
говорит, в недоумении, а чрез то многим опасным разсуждениям подает случай;
или и ничего не говорит, но на воспоминание чиего имени воздохнет, или покивает
главою, или разсмеется. Такой и молча человека осуждает, и сие осуждение тем
есть беззаконнее, что оно происходит от хитраго и злобнаго сердца.
Для убежания вышепомянутых пороков должно в твердой
содержать памяти оную истинну: чего себе не хощешь, того другому не твори,
и за самое несумнительное почитать, что который обык своим дерзским языком другаго
терзать честь, или слова свои частыми мешать лжами, тот по справедливой необходимости
тож самое на себе постраждет, и не возможет убежать, чтоб не почтен был или
за безчестнаго, или за непостояннаго и ветренаго человека. Почему всякому с
Сирахом должно желать, чтоб язык был в сердце, а не сердце на языке, и с Давидом
молиться: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах
моих. Можно же, да и должно отверзать уста свои, но на хвалу Божию и пение
преславнаго имени его, на дерзновенное истинны исповедание, на защищение другаго
имени и чести против клевет и ложных доносов, на то, чтоб выхвалять другаго
достоинство, и тем почтительный долг отдавать добродетели, или и на краткое
обличение другаго пороков с чистосердечным исправления намерением.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра