§ 13.

§. 13.

Девятая заповедь требует, чтоб ни в чем не лгать, и языком своим не касаться ближняго с обидою.

По разсуждению святаго Иакова язык человеческий может быть великих зол причиною, ежели будет не обуздан, и разсуждением не управляем. Почему, как говорит тот же Апостол, в гл. 3. Ежели кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело. Может же лжесловесный язык разными образы с обидою коснуться ближняго, а именно:

1) Когда кто на кого ложно в суде доносит: или заочно пред другим оклеветывает, а чрез то многия ему наносит обиды, ибо и честь его повреждает, и тратою имения в разорение приводит, и здравию причиняет болезнь. Такой лживых доносителей и клеветников род есть род диавольский: понеже диавол по имени своему значит клеветника, и он же, по Христову слову, Иоан. гл. 8. ст. 45. лож есть, и отец лжи.

2) Когда судия неправедное на кого произносит определение, будучи побежден некоторым пристрастием, или не разыскав совершенно дела, а чрез то и ближняго разоряет и убивает, и оскорбляет Бога, котораго он в суде носит на себе лице.

3) Сей же заповеди противно и всякое досадное и ругательное слово. Когда например кто в лице укоряет и порицает кого, или смеется некоторым в теле или в уме ближняго недостаткам, или язвительныя и уничтожительныя делает шутки, или чужия дела и слова на худую толкует сторону и вредныя выводит из них следствия, или другаго во грехах осуждает не с благим намерением исправления, или подметныя и ругательныя сочиняет письмы, или что ни есть произносит такое, чрез что ближняго честь умаляется. Есть же и хитрые способы безчестия, когда кто другаго будто хвалит, но та хвала растворена некиим потаенным, но острым ругательством, или нечто сомнительное о другом говорит, и оставляет того, кому говорит, в недоумении, а чрез то многим опасным разсуждениям подает случай; или и ничего не говорит, но на воспоминание чиего имени воздохнет, или покивает главою, или разсмеется. Такой и молча человека осуждает, и сие осуждение тем есть беззаконнее, что оно происходит от хитраго и злобнаго сердца.

Предосторожности против лжи.

Для убежания вышепомянутых пороков должно в твердой содержать памяти оную истинну: чего себе не хощешь, того другому не твори, и за самое несумнительное почитать, что который обык своим дерзским языком другаго терзать честь, или слова свои частыми мешать лжами, тот по справедливой необходимости тож самое на себе постраждет, и не возможет убежать, чтоб не почтен был или за безчестнаго, или за непостояннаго и ветренаго человека. Почему всякому с Сирахом должно желать, чтоб язык был в сердце, а не сердце на языке, и с Давидом молиться: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Можно же, да и должно отверзать уста свои, но на хвалу Божию и пение преславнаго имени его, на дерзновенное истинны исповедание, на защищение другаго имени и чести против клевет и ложных доносов, на то, чтоб выхвалять другаго достоинство, и тем почтительный долг отдавать добродетели, или и на краткое обличение другаго пороков с чистосердечным исправления намерением.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.