В осьмой заповеди запрещает Бог всякое хищение и неправду; а тем самим повелевает, чтоб мы для благополучия общаго, ближняго пользу наблюдали как собственную свою.
Жизнь человеческая как не может быть безопасною так и блаженною, ежели предохранена не будет от хищения; а под именем хищения заключаются разные хищения роды, то есть, когда кто чужую вещь себе присвояет неправедно, каким бы то ни было образом. Три суть главнейшия хищения роды: явное, тайное и лестное.
1) Явное хищение есть, когда кто чужую вещь насильно
отнимает: как-то делают разбойники, которые насильно другаго грабят; или властелины,
которые у своих подчиненных, а сильные у немощных отнимают нагло имение, дом,
рабов, землю и прочая: или принуждают их продать себе то, что они продать не
хотят, или продать малою ценою, или понуждают работников к большим трудам сверьх
договору и награждения, или насильно кабалят и порабощают свободных людей, или
своевольно употребляют чужия вещи, например платье, или другия какия орудия,
или на чужой земле пашут, или незаконно берут подводы, или за работу и службу
удерживают награждение. Подобны сим и те несовестные продавцы, которые в крайней
другаго нужде, например во время глада, хлеб не продают разве за несносную цену,
или домогаются за то некоторой вещи, например дому, или земли или коня; или
которые в крайнем чием бедствии обещают помощь подать, да под тяжелым договором,
хотяб и не трудно было помочь, например подъехать судном ко утопающему и прочая.
До сих надлежат и те, которые видя другаго нужду в заим не дают денег, или хлеба,
или чего другаго, разве требуя неправедной лихвы или росту; или которые удерживают
положенныя им в заклад вещи; и другими подобными ближняго своего обижают явнаго
хищения образы.
2) Тайное хищение или воровство есть, когда кто
чужую вещь похищает без воли и без ведома господина тоя вещи. Такие воры суть
хитростные мошенники, и которые окрадывают домы, лавки, житницы, дворы скотские,
рыбныя ловли, сады, леса, се окосы и проч. Но те великия воры, которые причиняют
убытки государственные, например чрез тайный провоз товаров, или и похищают
казну государственную, сокровище церковное или монастырское, или больническое;
и сие воровство называется святотатство. Также и оные связывают себя виною воровства,
которые потерянную вещь нашедши, ведая, чья она, утаевают, или заблуждшую скотину,
или беглаго чужаго раба укрыв присвояют. Но те весьма безчеловечные воры, которые
напр. с пожара что нибудь крадут и тем беднаго и разоряемаго разоряют.
3) Лестное хищение есть, когда кто чужую вещь себе
присвояет обманом. Такое хищение разными бывает образы, а именно, когда кто
продает какую вещь большею ценою, нежели чего та стоит, или обманывает мерою
и весом, или худой товар продает за доброй, наприм. мешает в хлеб мякину, а
в вино воду, или монету ложную дает за добрую, а особливо кто еще монету ложную
тайно кует, или кто больше против надлежащаго берет пошлины. К сему же числу
надлежат судии, которые на мзде судят, и потому праведно ли или не праведно
судят, крадут, или которые определяют к местам других недостойных и негодных;
ибо чрез то у достойных достойное отнимают, и государственной казне делают ущерб.
Тож делают и духовныя власти, которые на сан Архиерейский или Иерейский и иные
степени церковные посвящают на мзде; и сие беззаконие нарицается святокупство
и симониа. Крадут же и те, которые будучи казначеями, или какими приставниками
утаевают приходы, или приписывают большие росходы, или своим небрежением делают
господским приходам упущение, или которые ложныя притворяют духовныя, и неподлежащия
себе присвояют имения или сказываются умершаго близким сродником, и его делаются
наследником. За хищников же должны почитаемы быть и те, которые будучи наняты
за довольное награждение неверно и нерадиво работают и время проводят в праздности:
также и оные хитрые нищии, которые будучи здравы и нескудны, притворяют себя
больными и убогими, или некоторыя вымышляют нужды, аки бы разорились от пожара,
или ограблены от разбойников, или просят милостины на имя других ложно, например
на богадельню,
на искупление пленников и прочая. К сим же похитителям причисляться
должны и лицемеры, которые под видом притворныя святости, или беззаконным вымышлением
мощей аки бы святых, или икон будто чудотворных простой народ обольщают к подаянию.
Того же рода суть ласкатели и ябедники, которые что за ласкательство и ябеды
ни получают, все то крадут. Многие и разные суть хищения образы, которые все
хотя здесь и не изочтены, однако легко из сего разсуждения дознаны быть могут.
При сем знать надлежит, что грех похищения не отпущается, доколе вещь похищенная не будет возвращена господину своему; или, ежели не можно возвратить, другою равною вещию нанесенная трата каким ни есть образом удовольствована не будет. А ежелиб кто за крайним своим неимением и скудостию вещи похищенной возвратить не мог, в таком принято быть может искреннее к возвращению желание с чистым признанием и сожалением о грехе своем. Иначе сей грех не оставляется потому, что истиннаго в таком человеке покаяния не признается.
Чтоб не впасть в подлый и вредительнейший какого ни есть хищения порок, требуется предосторожность от того, от чего сей порок раждается, а именно, от лихоимства, то есть, от ненасытимаго к собиранию богатства желания, и от лености или праздности. Лихоимец ни чем не будучи доволен всякий способ позволительным почитает, толькоб приумножить прибыток; а праздный и ленивый самовольно приводя себя в скудость принужден бывает воровством искать себе пропитания. Почему всяк должен в своем звании пребывать с прилежанием и от благословенных трудов своих довольствоваться. Лучше бо иметь мало, да быть честным человеком, нежели много, с безчестным именем хищника и нечестнаго человека. А притом надеяться на Божий промысл, который, по уверению Евангельскому, о последней печется птице и траву скоро увядающую питает и одевает; кольми паче не оставит нас, ежели мы в надежде на Его щедроты не ослабеваем, и ежели часто себе будем припоминать, что скудость честностию совести украшаемая будет награждена богатством небесным.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра