В осьмой заповеди запрещает Бог всякое хищение и неправду; а тем самим повелевает, чтоб мы для благополучия общаго, ближняго пользу наблюдали как собственную свою.
Жизнь человеческая как не может быть безопасною так и блаженною, ежели предохранена не будет от хищения; а под именем хищения заключаются разные хищения роды, то есть, когда кто чужую вещь себе присвояет неправедно, каким бы то ни было образом. Три суть главнейшия хищения роды: явное, тайное и лестное.
1) Явное хищение есть, когда кто чужую вещь насильно 
  отнимает: как-то делают разбойники, которые насильно другаго грабят; или властелины, 
  которые у своих подчиненных, а сильные у немощных отнимают нагло имение, дом, 
  рабов, землю и прочая: или принуждают их продать себе то, что они продать не 
  хотят, или продать малою ценою, или понуждают работников 
к большим трудам сверьх 
  договору и награждения, или насильно кабалят и порабощают свободных людей, или 
  своевольно употребляют чужия вещи, например платье, или другия какия орудия, 
  или на чужой земле пашут, или незаконно берут подводы, или за работу и службу 
  удерживают награждение. Подобны сим и те несовестные продавцы, которые в крайней 
  другаго нужде, например во время глада, хлеб не продают разве за несносную цену, 
  или домогаются за то некоторой вещи, например дому, или земли или коня; или 
  которые в крайнем чием бедствии обещают помощь подать, да под тяжелым договором, 
  хотяб и не трудно было помочь, например подъехать судном ко утопающему и прочая. 
  До сих надлежат и те, которые видя другаго нужду в заим не дают денег, или хлеба, 
  или чего другаго, разве требуя неправедной лихвы или росту; или которые удерживают 
  положенныя им в заклад вещи; и другими подобными ближняго своего обижают явнаго 
  хищения образы.
2) Тайное хищение или воровство есть, когда кто 
  чужую вещь похищает без воли и без ведома господина тоя вещи. Такие воры суть 
  хитростные мошенники, и которые окрады
вают домы, лавки, житницы, дворы скотские, 
  рыбныя ловли, сады, леса, се окосы и проч. Но те великия воры, которые причиняют 
  убытки государственные, например чрез тайный провоз товаров, или и похищают 
  казну государственную, сокровище церковное или монастырское, или больническое; 
  и сие воровство называется святотатство. Также и оные связывают себя виною воровства, 
  которые потерянную вещь нашедши, ведая, чья она, утаевают, или заблуждшую скотину, 
  или беглаго чужаго раба укрыв присвояют. Но те весьма безчеловечные воры, которые 
  напр. с пожара что нибудь крадут и тем беднаго и разоряемаго разоряют.
3) Лестное хищение есть, когда кто чужую вещь себе 
  присвояет обманом. Такое хищение разными бывает образы, а именно, когда кто 
  продает какую вещь большею ценою, нежели чего та стоит, или обманывает мерою 
  и весом, или худой товар продает за доброй, наприм. мешает в хлеб мякину, а 
  в вино воду, или монету ложную дает за добрую, а особливо кто еще монету ложную 
  тайно кует, или кто больше против надлежащаго берет пошли
ны. К сему же числу 
  надлежат судии, которые на мзде судят, и потому праведно ли или не праведно 
  судят, крадут, или которые определяют к местам других недостойных и негодных; 
  ибо чрез то у достойных достойное отнимают, и государственной казне делают ущерб. 
  Тож делают и духовныя власти, которые на сан Архиерейский или Иерейский и иные 
  степени церковные посвящают на мзде; и сие беззаконие нарицается святокупство 
  и симониа. Крадут же и те, которые будучи казначеями, или какими приставниками 
  утаевают приходы, или приписывают большие росходы, или своим небрежением делают 
  господским приходам упущение, или которые ложныя притворяют духовныя, и неподлежащия 
  себе присвояют имения или сказываются умершаго близким сродником, и его делаются 
  наследником. За хищников же должны почитаемы быть и те, которые будучи наняты 
  за довольное награждение неверно и нерадиво работают и время проводят в праздности: 
  также и оные хитрые нищии, которые будучи здравы и нескудны, притворяют себя 
  больными и убогими, или некоторыя вымышляют нужды, аки бы разорились от пожара, 
  или ограблены от разбойников, или просят милостины на имя других ложно, например 
  на богадельню, 
на искупление пленников и прочая. К сим же похитителям причисляться 
  должны и лицемеры, которые под видом притворныя святости, или беззаконным вымышлением 
  мощей аки бы святых, или икон будто чудотворных простой народ обольщают к подаянию. 
  Того же рода суть ласкатели и ябедники, которые что за ласкательство и ябеды 
  ни получают, все то крадут. Многие и разные суть хищения образы, которые все 
  хотя здесь и не изочтены, однако легко из сего разсуждения дознаны быть могут.
При сем знать надлежит, что грех похищения не отпущается, доколе вещь похищенная не будет возвращена господину своему; или, ежели не можно возвратить, другою равною вещию нанесенная трата каким ни есть образом удовольствована не будет. А ежелиб кто за крайним своим неимением и скудостию вещи похищенной возвратить не мог, в таком принято быть может искреннее к возвращению желание с чистым признанием и сожалением о грехе своем. Иначе сей грех не оставляется потому, что истиннаго в таком человеке покаяния не признается.
Чтоб не впасть в подлый и вредительнейший какого ни есть хищения порок, требуется предосторожность от того, от чего сей порок раждается, а именно, от лихоимства, то есть, от ненасытимаго к собиранию богатства желания, и от лености или праздности. Лихоимец ни чем не будучи доволен всякий способ позволительным почитает, толькоб приумножить прибыток; а праздный и ленивый самовольно приводя себя в скудость принужден бывает воровством искать себе пропитания. Почему всяк должен в своем звании пребывать с прилежанием и от благословенных трудов своих довольствоваться. Лучше бо иметь мало, да быть честным человеком, нежели много, с безчестным именем хищника и нечестнаго человека. А притом надеяться на Божий промысл, который, по уверению Евангельскому, о последней печется птице и траву скоро увядающую питает и одевает; кольми паче не оставит нас, ежели мы в надежде на Его щедроты не ослабеваем, и ежели часто себе будем припоминать, что скудость честностию совести украшаемая будет награждена богатством небесным.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра