Шестая заповедь требует, чтоб мы ближнему своему никакого не делали вреда, ни чрез самих себя, ни чрез других, ни делом, ни мыслию; но паче от всякаго вреда оберегали бы.
Весь человеческий род есть некое общество, для благополучия котораго неотменно потребно, чтоб мы другому, яко нашему члену и мира сего согражданину, не только никакого не наносили вреда; но паче чтоб о благополучии его старались как о собственном своем. Почему Бог, яко верьховный мира правитель, имея попечение о блаженстве человеческаго рода сию предписал заповедь. Против сей спасительной заповеди согрешают.
1) Которые убивают человека или боем, или оружием, или удавлением, или утоплением, или отравою, или порчею, или каким ни есть другим образом. В сем же числе считаться должны, поединки, кулачные бои, измены, бунты, войны неправедныя. Ежели кто полное хотение и намерение имеет одним из сих образом кого лишить жизни, но не достает к тому возможности, или какия другия обстоятельства препятствуют, тот Божиим судом, яко действительный человекоубийца осуждается. Но судии, которые повиннаго предают на смерть, также и воины, которые защищая отечество убивают неприятеля, заповеди сея преступниками называться не могут. Ибо чрез то они самому Богу и правосудию его по званию своему служат.
2) Которые к убийству или к какому нибудь вреду и обиде подают совет или вспомоществование; или некия подают к тому случаи, то есть, смущают одного с другим, оклеветывают, обносят, и тем убивают человека на чести, грабят, зажигают домы, принуждают сверьх возможности пить; которыми случаями хотя иногда и не отнимается жизнь, однако или сокращается, или несчастливою делается.
3) Неправеднии судии, кои по мздоимству, или по сродству, или по ласкательству, или от страха повиннаго оправдают, а неповиннаго осуждают. Такие судии суть несноснее других человекоубийцы потому, что предается правда от них, у которых она особенно должна бы иметь свое убежище. Сему роду людей подобны и те, которые до убийства или до вреда допускают, а имеют силы и случай не допустить; наприм. знают худой умысел, а не доносят, или воров у себя скрывают, или видят драку, а не разнимают, или пожар не тушат, или утопающему не подают помощи, или человека в отчаяние впадшаго не уговаривают, и от худых умыслов не отводят, или будучи в довольстве попускают бедным умереть с голоду, или с холоду, или видят других болезньми страждущих и могут им помочь, но не помогают, и прочими подобными образы.
4) Господа, которые своих подданных тяжкими отягощают работами, или увечат жестокими наказаниями, и несносными налогами. Ибо такия дела весьма с убийством сходны.
5) Cею же заповедию запрещается и все то, что стелет к убийству дорогу, и как по некоторым степеням приводит напоследок к смерти: как например гнев, раздор, свары, споры, памятозлобие, ненависть, зависть, наглость, свирепость нравов и безчеловечие. Запрещением сих пороков следующия добродетели предписываются: ласковое и искреннее обхождение, кротость, непамятозлобие, терпение, великодушие, милосердие, и склонное ко всем сердце. Так к сему увещевает писание Колос. гл. 3. ст. 12. Облецытеся якоже избраннии Божии святии и возлюбленнии, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение, якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.
6) Сей же заповеди зело противно и самоубийство. Понеже жизнь наша и дыхание не в нашей, но в Божией состоит воле: он один имеет власть живота и смерти, и как мы не дали сами себе жизни, так оной самих себя лишить права не имеем. Почему должны Создателева ожидать повеления, чтоб оставить нам стражу жизни сея. Иначе самоубийство будет дерзновенное присвоение Господни власти и Божественнаго его преимущества; и такой наглой закона Божия преступник самопроизвольной подвергает себя казни. За самоубийцев же почитаться должны и те, кои в явную смерти опасность себя ввергают: наприм. ежели кто плывет чрез реку с явным бедствием потопления, или без нужды в ту идет страну, где свирепствует моровая язва, и другия подобныя приключения.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра