§ 6. О гонении церкве

§. 6.

О гонении церкве.

Церковь Иисуса Христа всегда гонима была, да и будет гонима до скончания века (а), хотя никогда не возможет победима быть (в).

(а) Как церковь истинну веры в себе содержащая началась при самых начатках мира, так в то же время началася она и гонима быть. Ибо между истинною и суеверством, между благочестием и нечестием, между добродетелию и пороком есть вечная непримиримая брань. Первый Каин убил неповинно брата своего Авеля, Бытия гл. 3. все убо гонители путем Каиновым ходят. Иуд. гл. 11. От Каина пошел нечестивый род; а от Сифа благочестивый, которой с. писание называет сынами Божиими, Бытия гл. 6. ст. 2. Первые последних сих злобные были неприятели, Бытия гл. 6. ст. 11. но потом погублены были потопом, а церковь в малом ковчеге от пожирающей вся бездны вод сохранена была. После потопа при умножении человеческаго рода умножалось число злых людей, которых как будто предводителем был нечестивый Хамов род, Бытия гл. 9. ст. 25. Авраам, Исаак, Иаков чрез огнь искушений и напастей доблественно прошли. Тож пострадал Лот от Содомлян, Иосиф от братиев, Израильтяне от Египтян, Моисей от Израильтян, Давид от Саула. Все Пророки понесли прекословие и озлобление, и все крепкия от Израиля и мужи чрезвычайныя святости питаемы были от самого тогдашняго времени хлебом оскорбления и пили чашу горести. Кратко сказать: кровь праведная начала проливаема быть от Авеля, Матф. гл. 23. ст. 35. а окончалась на Крестителе Иоанне предвозвестнике благодати, Матф. гл. 14. ст. 10. И сие в ветхом завете. А в новой благодати сам Спаситель предначал сей святейший подвиг, и своею Божественною особою освятил для всех нас Спасительное ношение креста. Он свою жизнь начал от гонения, продолжал в крайней нищете, поношениях и ругательствах, а окончал на кресте. Евр. гл. 12. ст. 2. Своему учителю последовали ученики, которые посланы были от него в мир, яко агнцы посреде волков. Они о себе говорят, что мир их почел за сор, и что позор были миру, Ангелом и человеком. 1. Корин. гл. 4. ст. 9. и 13. И как Апостольская кровь была некоторым семенем, из котораго нечаянно произрасло неисчислимое множество Христиан, то все они как овцы закалаемы были, и как пшеница были пожинаемы. Ибо Императоры Римские и все во всем свете властители всею силою против их вооружилися. Таких гонениев история церковная считает десять. 1. При Нероне; 2. при Домитиане; 3. при Траяне; 4. при Адриане; 5. при Антонинах; 6. при Севере; 7. при Максимине; 8. при Декии; 9. при Валериане; 10. при Диоклитиане. Сердце содрогает, разсуждая оныя ужасныя мучения. За легкое почитаемо было лишиться чести и всего имения, в изгнание для копания руд сослану быть, палицами биту быть, до исторжения зубов и глаз, претерпеть отсечение языка, рук, ног и сосец: сверьх сего зашитыя в зверския кожи бросаемы были зверям на растерзание; по изломании всех членов вешены были на крестах; зашитыя в куль потопляемы были в воде, огнем сожигаемы были, живые в землю были зарываемы, или побиваемы камением, в раскаленых медных волах были затворяемы, до костей и до внутренностей были растерзаемы, растопленныя смолы или олова в рот влиянием умерщвляемы были, с высоких гор были опровергаемы, на мелкия части разсекаемы были. Что много? Всякое претерпели мучение, какое только лютость человеческая выдумать может. Здесь мимоходом приметить надобно, как непобедимое мучениями мучеников постоянство, так и то, что они все сие с удивительным великодушием ни малаго не зделав против гонителей своих смущения претерпели. Ибо сие сильно доказывает превосходную истинну благочестия Христианскаго. Сии явныя гонения продолжались до времен Константина Великаго. Престали при сем благочестивом Государе оныя указами повелеваемыя гонения; но не перестали скрытыя, какия во всякое время благочестивые люди от нечестивых претерпевают. Кроме того, что Христианы по всей вселенной от частых набегов неверных народов оскорбляемы и убиваемы были: кроме сего, говорю, чрез несколько веков церковь Христова паки увидела возгоревший против себя гонения пламень, когда при внутреннем раздоре Восточныя церкве и Западныя, Востоком завладел Магомет, утеснитель христианства; а Запад подвержен стал игу суевернейшаго Папы.

Домашние гонители.

Кроме вышеобъявленных гонителей, которых можно назвать внешними или посторонними, были, так сказать, домашния, о коих с. Иоанн пишет. 1. Посл. гл. 2. ст. 19. От нас изыдоша, но не беша от нас. Такие гонители суть еретики, то есть, которые под видом защищения истинны странными своими и погибельными мнениями истинну подавляют. Такими чудовищами все века были обезчещены, и от них наиболее утроба церкви Христовой раздиралася. По пришествии Спасителя нашего сии были знатнейшия ереси: Симонианская, Валентинианская, Монтанская, Манихейская, Арианская, Пелагианская, Несторианская, Евтихианская и прочих. Но что нужды их всех изчислять? Гонения как внутренния, так и внешния будут продолжаться до скончания века, то есть, до онаго времени, в которое послет Сын человеческий Ангелы своя и соберут от царства Его вся соблазны и творящих беззакония, и ввергнут их в пещь огненну. Матф. гл. 13. ст. 41. Гонителей оных с. писание называет антихристами, или противниками Христу. 1. Иоан. гл. 2. ст. 18. которых тем более будет умножаться число и злоба, чем ближе будет наступать день суда. 2. Солун. гл. 2. ст. 7. Попечительный Божий промысл попущает сим гонениям быть для явления избранных своих: ибо лютость мучений открывает постоянство в вере; и тем и других к оной привлекает, и им усугубляет награждения на небеси: а развратныя мнения в большее блистание приводят тех, кои истинны не нарушимо держатся; как то пишет с. Павел, 1. Корин. гл. 11. ст. 19. Подобает и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас. Но горе тому! им же соблазн приходит. Должно молить Небеснаго Отца, чтоб не ввел нас во искушение, истребил бы соблазны и ереси, дабы и мы сею смертоносною язвою заражены не были, а наипаче в сие печальнейшее время, в которое самое христианство на разныя секты видим раздираемое.

(в) Всех оных гонителей единственное намерение было истребить истинну. Но сие-то есть одно из невозможных. Ибо церковь Иисуса Христа основана на нем самом, яко на твердейшем камени, против котораго и врата адова не одолеют. Матф. гл. 16. ст. 18.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.