§ 3. Существенное содержание Св. Писания

§. 3.

Существенное содержание с. писания.

Вся сила и существенное содержание с. писания есть Спаситель наш Иисус Христос (а), прежде век в славу нашу определенный (в), от начала мира уверованный (г), Пророками предвозвещенный (д), жертвами и обрядами прообразованный (е), законом предуготованный (ж), Евангелием всей поднебесной проповеданный (з).

(а) В с. писании содержатся разныя вещи, как-то, заповеди закона, правила нравоучительныя, пророчества, также описания разных явлений Божиих, и чудес, и обещаний; при том многих действий и человеческих. Но все сие не инуда клонится, как токмо ко откровению предвечнаго совета Божия о искуплении человеческаго рода чрез Спасителя нашего Иисуса Христа. Так напр. закон приводя нас к познанию своея пред Богом повинности, заставляет искать избавителя; пророчества его предвозвещают, жертвы предозначают; различныя явления Божия и чудеса или приуготовляют нас к принятию веры Христовы, или в большую ясность приводят действия Христовы. А обещания Божия все, поелику нас уверяют о милости Небеснаго Отца, на Иисусе Христе, яко нашем у Бога Ходатае, утверждаются. С. писание свидетельствами о сем наполнено. Мы приведем некоторыя. Иоан. гл 1. ст. 45. О нем же писа Моисей в законе, и Пророцы, обретохом Иисуса. 1 Корин. гл 1. ст. 20. Елика обетования Божия в том (во Христе) ей, и в том аминь, то есть, все Божия милостивыя обещания на нем основание свое имеют.

(в) Божия определения все суть предвечныя, между коими знатнейшее есть о воплощении Сына Божия, и о очищении грехов наших смертию Его. 1. Корин. гл 2. ст. 7. Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу. И для тогож в Апокалипсисе называется Спаситель Агнец закланный прежде сложения мира.

Евангельския веры основание при самом начале мира.

(г) Первому человеку Адаму благовествовал Бог милосердое свое благоволение как к нему, так и ко всему человеческому роду сими подлинно Евангельскими словами: вражду положу между тобою (змием) и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя. Той твою сотрет главу, а ты сотреши его пяту. Бытия гл 3. ст. 14. Толкование сих слов есть такое: змей есть диавол: семя змиино суть все нечестивые и истинны гонители; Семя жены есть Христос; Галат. гл 4. ст. 4. семя Христово суть благочестивые и добродетельные. Христос стирает змиину главу, когда истребляет грех, и нечестивых на конец сокрушает: а змей повреждает Христову пяту, умертвивши Его по плоти чрез служителей своих нечестивых людей, и когда верующих в него гонит, однако без вреда спасения их. Сие важное благовестие радостнейшим, как-то и надлежало, сердцем принял Праотец наш. Так вот и видим начало веры при самых начатках мира. Сему примеру последовали благочестивые его потомки, как точно о сем свидетельствует Павел: Евр. гл. 11. ст. 2. в сей (вере) свидетельствовани быша древнии. Потом сиеж веры обещание не однократно повторено Аврааму, Исааку, Иакову, сими словами: о семени твоем благословятся вси языцы. И для того Апостол Павел к Рим. гл 4. Авраама называет не токмо верующим, и оправданным верою во Иисуса Христа, но и отцем всех верующих; то есть, что все Христиане, хотящии пред Богом оправдиться, должны в пример себе представлять Авраама. А отсюду видит всяк, что вера во Иисуса Христа при самом начале мира основание свое получила.

Евангельская благодать пророками предсказана.

(д) Чтоб истинна Евангельская тем яснее и несомнительнее была, благоволил Бог об оной наперед за несколько веков чрез разных Пророков и разными образами предсказать. Все они единодушно великолепнейшими выражениями благодать Иисус Христову предрекли. За множеством оныя пророчества здесь приводить оставляю, а токмо означаю некоторыя из них следующия места Бытия гл 29. ст. 10. Псал. 71. ст. 6. Исаии гл. 2. ст. 11. и гл. 11. ст. 53. и 60. Иерем. гл. 23. ст. 6. и гл. 31. ст. 31. Иезекииля гл 34. ст. 23. Дан. гл 9. ст. 24. Ос. гл. 2. ст. 18. Ионы. гл. 2. ст. 28. Амос. гл 9. ст. 11. Авд. гл 17. Иои. гл 4. ст. 10. Мих. гл. 5. ст 2. Наум. гл 1. ст. 15. Аввак. гл 3. ст. 1. Софон. гл. 3. ст. 14. Аггей гл. 2. ст. 8. Зах. гл. 2. ст. 10 и гл. 14. ст. 8. Мал. гл. 3. ст. 1.

Причины, для чего уставлены жертвы?

(е) Язычники закалая различных животных премногия приносили богам своим жертвы; а некоторые народы и самых младенцов при жертвоприношениях своих сжигали. Сие жертвоприношения действие в язычниках кажется начало свое имело оттуду, что они во глубине совести своея чувствовали себе быть пред Божеством повинными и Его праведнаго гнева достойными, которой гнев приношением жертв и пролитием животных думали погасить. Но неоспоримо есть Апостольское слово, ко Евр. гл 10. ст. 4. не возможно крови юнчей и козлей отпущати грехи. Однако со всем тем Бог в законе данном Моисею предписал разныя разных жертв приношения. А как сии жертвы ко очищению грехов человеческих ни мало служить не могли, по преждереченному Апостольскому слову, и по сему ко Евр. гл 10. ст. 11. (которое слово особенно означает иудейския жертвы) что Священник стоит тыяжде множицею принося жертвы, яже никогда же могут отъяти грехов: то надобно изыскивать причины, для чегож бы Бог их и уставил. В с. писании две тому причины находим. 1.) Чтоб человек признал свою пред Богом повинность, и что он не иначе достоин от гнева Божия убит быть, как закалается и животное. Для сего бо Бог повелевал приносящему жертву возлагать руку свою на главу убиваемаго скота. Левит. гл 4. ст. 15. А сие повинности признание нечувствительно человека отсылало искать избавителя и примирителя. 2.) Чтоб оными жертвами прообразить имеющую быть славную жертву непорочнаго Агнца Иисуса Христа за наши грехи на кресте умершаго. Проображение сие в том состояло. Проливаемая кровь всякаго к умилению приводит: то кольми паче пречистая кровь Сына Божия Небеснаго Отца нашими грехами прогневаннаго умилостивить могла. Кровь животных может очистить плотскую нечистоту: то кольми паче кровь Иисуса Христа может омыть наши душевныя грехов скверны. Сие разсуждение есть с. Павла, в послании к Евр. гл 9. и ст. 10. где между прочим написано: сень имел закон грядущих благ, а не самый образ вещей. А языческия жертвы моглиб иметь свою пользу, когдаб они чрез то признавая свою пред Богом повинность лучшаго искали себе пути ко оправданию. Что же касается до обрядов, или священных Иудейских церемоний, то оныя также видимо предозначали невидимыя действия благодати Евангельския. Так напр. обрезание телесное было знаком обрезания духовнаго, то есть, отсечения страстей и истребления грехов чрез благодать Христову. Агнец пасхальный был знаком верою нами приобщаемаго пречистаго Агнца Иисуса Христа. Змия медная в пустыне была образом висящаго на кресте Спасителя исцеляющаго от угрызений греховных всех тех, кои на него взирают оком веры. Также и о прочих разсуждать надобно. Отсюду всяк видит, что оныя жертвы и обряды не могли быть, как только до пришествия Спасителева, чрез которое они исполнение свое получили. Точно так разсуждает с. Павел, которой о жертвах и прочих обрядах говорит, ко Евр. гл. 9. ст. 10. что они определены были даже до времени исправления.

По чему законом никто не оправдается?

(ж) Подлинно закон на тот конец дан, чтоб человек совершенно его исполнив, пред Богом праведным стал; как именно сие написано Левит. гл. 18. ст. 5. сотворивый та человек жив будет в них: но понеже вси согрешили и лишились славы Божия, к Рим. гл. 3. ст. 23. так вот сей конец и безполезен стал; следовательно закон чрез нашу немощь потерял свою силу, чтоб зделать праведными нас пред Богом, по оному Апостольскому слову: Галат. гл. 3. ст. 11. В законе никто же оправдается от Бога. Но премудрейший Бог изобрел другой способ зделать для нас закон полезным, а именно: употребил его на приуготовление нас к вере Христовой, которое приуготовление состоит в том, что закон показывая нас быть преступниками своими и повинными Божиему суду, как за руку взяв приводит нас ко оправдателю нашему Христу. Ясныя на то свидетельства в с. писании: Галат. гл. 3. ст. 24. закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся. И ко Евр. гл. 7. ст. 19. ничто же совершил закон: привведение же есть лучшему упованию, им же приближаемся к Богу. Однако из сего да не подумает кто; аки бы закона исполнять не обязаны были мы: да не будет. Как-то после увидим.

(з) Спаситель наш избрав Апостолов повелел им Евангелие проповедать всей твари, то есть, всему человеческому роду. Марк. гл. 16. ст. 15. Ибо все люди необходимую нужду имели чрез сего небеснаго Ходатая свое спасение получить, которое повеление Божественные Апостолы действительно и исполнили. Их красныя ноги обтекли весь круг земный и везде по себе оставили незаглажаемые следы благочестивыя веры так, что наисправедливейше с Давидом Павел написал: Рим. гл. 10. ст. 18. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.