Сия же церковь под единою своею главою Христом управляется служителями новаго завета.
Церковь есть общество благоучрежденное и благочинное;
следовательно должно в нем быть правительство. Сие правительство не есть Владычественное
и Господское, но Пастырское и Отеческое: ибо сему правительству поручены души.
По чему нет тут места приказаниям, но учению и увещаниям: понеже к вере никто
силою принужден быть не может. Правительство церковное состоит из пастырей и
Учителей духовных, по оному Павлову учению Ефес. гл. 4. ст. 11.
Той
(Христос) дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники,
овы же Пастыри и Учители к совершению святых в дело служения, в созидание тела
Христова. Пастыри иные суть большие, как то Епископы, иные меньшие,
какие суть Пресвитеры, или Священники. Церковнаго сего правительства
и служения глава есть един Христос. Ибо как он есть основатель церкви своея;
так он един есть главный и ни от кого не зависящий ея Правитель, словом своим
и духом своим невидимо ее управляющий. Следовательно в вещах касающихся до существа
веры, никому и ничему, кроме его самаго, и явственнаго слова Божияго свидетельства,
церковь повинуться не может. О сем ясно пишет Апостол к Ефес. гл. 5. ст.
3. Христос глава церкве, и той есть спаситель тела. И в ст.
9. никтоже когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю, якоже
и Господь церковь. Должность пастырей и учителей церковных есть 1.) учить.
А учение сие состоит в следующем: наставить на истинну; отразить противныя
мнения; утверждать в добрых нравах; а безчинных приводить ко исправлению.
2.) Совершать тайны, и общия молитвы; как напр. Крестить, подавать приобщение,
принимать покаяние, и проч. Дана еще от Спасителя нашего пастырям цер
ковным
власть вязать и решить, или власть ключей, которая состоит в том, что
они могут, да и должны, неисправнаго Христианина или крайне ожесточеннаго явнаго
грешника, по многих увещаниях напоследок именем Христовым от общества церкве
Христовы отсечь, и объявить его нехристианином; и сие есть связать. Но
ежели таковой умяхчившийся благодатию Божиею потом истинное принесет покаяние,
паки в число церкве Христовы принимается; и сие есть разрешить. Важныя
сея власти должно быть единственное основание слово Божие. Когда случится в
церкви Христовой такой развращенный Христианин, который выдумав некоторыя пагубныя
против истинны мнения, оными церковь заразить старается; то в таком случаи бывает
Вселенский или поместный собор; то есть, главнейшие Пастыри церковные
собираются отвсюду во едино место, где довольно изследывая новое мнение и нашедши
оное с словом Божиим несходно, объявляют всей церкве, что мнение то есть истинне
Божией противно, и самаго его из числа христиан выключают. Таких соборов, кроме
Апостольскаго, о котором упоминается Деян. гл. 15. ст. 6. было
Вселенских седмь: 1. Никейской. 2. Константинопольской. 3. Ефесской.
4. Халкидонской. 5. Константинопольской. 6. Константинопольской
же.
7. Никейской второй. Сии соборы обыкновенно от благочестивых Государей
были собираемы, на которых они некогда сами высокою своею особою присутствовали.
Ибо православные Государи суть главные церкве попечители и покровители. Христианский
Государь, не меньше о благосостоянии церкве, как и о гражданском обществе труды
прилагать обязуется. От него церковь Христова требует 1.) Знать закон. 2.) Иметь
страх Божий в пример благочестию. 3.) Смотреть, чтоб правительство церковное
было порядочно, и верно труждающихся ободрять. 4.) Раздоры угашать, и защищать
от утеснителей ея и ругателей. 5.) Учения распространять и училища содержать
щедро. 6.) Иноверные народы приводить к вере. А из сего всяк усмотреть может,
сколь есть тесный союз общества гражданскаго с церковию. Ибо, чтоб честный гражданин
упражнялся в своей должности и удерживал себя от худова, надобно, дабы он то
делал по самой совести: но кто совесть может обязать, кроме Бога, испытующаго
сердца и утробы? А наипаче для Государя благочестивая вера есть особливо полезна:
ибо она его, яко никакому закону человеческому неподлежащаго, подвергает закону
своему; а чрез то содержит его в пределах святыя правды; притом делает, чтоб
он
без разслабления проходил свою великую должность; понеже, как Государь не имея
никого на земли вышшаго себя, ни от кого за труды свои награжден быть не может;
то едина вера может Государя ободрить, обещая ему неложно достойную и величайшую
на небеси мзду.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра