§. 28. Свойства истинныя церкви

§. 28.

Свойства истинныя церкви.

Сия Церковь есть едина (а), святая (в), соборная (г), и Апостольская (д).

(а) Сказано выше в сей части под §. 5. что церковь Христова при самом начале мира основана, что хотя она под различными была состояниями, но существо веры никогда не было переменяемо, и что онаж самая в пришествие Спасителево чрез Апостолов в большую приведена славу и светлость присоединением к ней всех народов. Следовательно от начала мира до сих времен есть, да и до скончания века будет, единая и таяжде церковь. Единая; ибо всегда едина вера, едино основание веры, и едина глава церкве Христос; един образ спасения, и едина всех надежда. Так о сем пишется к Ефес. гл. 4. ст. 4. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера. От сего церкви единства отрываются все те, кои или слово Божие не принимают, или к нему непристойныя мнения свои примешивают; почему таких людей общество не так есть церковь, как зборище неправославное, не Духом Божиим, но духом неприязни правимое. В нынешния времена к великому соблазну Христианства видим мы три знатнейшия в Христианстве секты или толки, Папскую, Лютеранскую и Кальвинскую. Оне все себе взаимно противны. Папство, кроме того, что суеверствами самыми вредными наполнено, Папским определениям в предосуждение Божию слову слепо повинуется, догмат о Духе Святом в противность ясному с. писания свидетельству перетолковало, чашу причащения и чтения святаго писания от простаго народа отняло, чистительный некий вымыслило огонь, и присвояя себе неизвестное Евангелию владычество противящихся огнем и мечем обращать предпринимает. Лютераны и Кальвины отторглися не давно и от Папства чрез Лютера и Кальвина, коих больше страсть, нежели другое что к сим новостям возбудила и действовала. Они убегая суеверных Папских излишностей вместе отвергли и святыя предания Апостольския первенствующия церкви. Однако со всем тем согласно с Римлянами содержат о исхождении С. Духа. Но кроме того противно писанию учат о тайне причащения и о прочих тайнах. Лютераны притом присвояют и телу Христову вездесущие, которое есть собственно единому Божеству: а Кальвины некое неминуемое на человеческия дела вводят предопределение. Но наша Грекороссийская православная церковь истинну свою неоспоримыми утверждает свидетельствами. Ибо она от самых Апостольских времен до сих пор как веру ими проповеданную, так и древния первенствующия церкве предания содержит ненарушимо. Грециа будучи обращена от самаго Павла принятую от него истинну чрез все последующия века хранила ненарушимо, и ежели какия случались еретическия вредныя учения, оныя соборами вселенскими и поместными отражала. Сею во всей своей целости соблюденною верою потом благоволил Бог просветить и Россию. Как в Греции, так и в России никакой никогда в вере не было перемены, какая например в Папстве во время Лютерово случилась. Хотя может между держащимися нашей церкви и суть некия суеверства и злоупотребления; но такия непристойности церковь наша не защищает, а паче сожалеет, обличает и исправляет. Неких убо невежд погрешительныя мнения истинну церкве всея опорочить не могут. Из чего видно, что церковь наша православная не токмо есть истинна, но и едина и таже от самаго начала мира. От самаго, говорю, начала мира. Ибо она согласна с Греческою; Греческая никогда не делала отступления от первенствующей церкви Апостольской: Апостольская церковь не различна была по существу веры с Иудейскою ветхозаветною церковию: ветхозаветная церковь утверждалась на истинне Спасительной, которую с верою твердою содержали после потопа и прежде потопа от создания мира бывшие святые Праотцы. И так Евангельская православныя нашея церкви вера до самых начатков мира свое относит начало; да и пребудет, уверяющу Духу Святому, до скончания века.

Почему церковь святая?

(в) Церковь глаголется святая, во первых потому, что все истинно верующие освящаются кровию Христовою. Так пишет Павел к Корин. 1. гл. 6. ст. 11. что и вы такие же были (то есть, как и все нечистые язычники). Но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего. Второе, что истинные Христиане стараются при помощи благодати Божия победить грех, умертвить страсти, и упражнением в добродетели соединиться с Пресвятым Богом. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком наказующая нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей целомудренно и праведно и благочестиво поживем в нынешнем веце. Тит. гл. 2. ст. 11. 12. А хотя в церкви суть и грешники, но которые признают свои пред Богом грехопадения, и чрез истинное покаяние утвержденное верою во Иисуса Христа милостивое приемлют оных отпущение; а ожесточенные и не раскаянные до церкви не надлежат.

Почему соборная?

(г) Церковь соборная, иначе называется Кафолическая, Вселенская и повсюдная: а чрез сие разуметь надобно общество истинных Христиан разсеянных по всему кругу земному. Истинно верующий гдеб он ни был, и в какоеб время ни был, до общества соборной Христовой церкви надлежит. Ибо единым со всеми прочими управляется законом Евангельским, под единым знамем Христовым воинствует, к единому поспешает последнему блаженному концу. В такой церкви по учению Павлову, Галат. гл. 3. ст. 28. Несть Иудей, ни Еллин, несть раб ни свободь: несть мужеский пол ни женский: вси бо едино суть о Христе Иисусе. Чрез сие свойство церковь Христова различествует от Иудейской, которая в границах единаго народа заключаема была. Из коего стеснения выводя церковь свою Искупитель наш так некогда сказал; Иоан. гл. 4. ст. 21. Грядет час, егда ни в горе сей ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Но истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною: подразумевать надобно: на всяком месте владычествия его.

Почему Апостольская?

(д) Апостольская церковь именуется потому, что Апостольское учение (следовательно и Пророческое, с которым оно согласно было:) как писанием, так и устно преданное содержит ненарушимо. Свидетельствует о том с. Павел, который учит Ефес. гл. 2. ст. 20. Что истинные Христианы наздани на основании Апостол и Пророк сущу краеугольну самому Иисусу Христу.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.