§ 20. О таинстве воплощения Сына Божия

§. 20.

О таинстве воплощения Сына Божия.

Единородный Сын Божий сшел с небес, воплотился от Духа Святаго и Марии Девы, (а) и будучи истинный и совершенный Бог, стал истинный и совершенный человек, Богочеловек Господь Иисус Христос (в).

(а) Бог, который есть везде, с одного места на другое переходить не может. Почему сошествие с небес Сына Божия не есть переменение места, но благоволение восприятия на себе человечества, в котором он будучи по Божеству невидимый, на земли явися и с человеки поживе. Варух. гл. 3. ст. 38. Сшедши на землю, принял плоть во утробе Преблагословенныя Девы Марии, непорочно сохранив ея девство. И сие воплощение было таинственное и несказанное. Ибо оно совершалось всемогущим действием Святаго Духа, котораго действия образ ему самому токмо известен, а мы в том уверяемся несомнительным Божиим словом, которое Ангел сказал к Деве. Лук. гл. 1. ст. 35. Дух святый найдет на тя, и сила вышняго осенит тя. И сим во утробе девической зачатием исполнилось славное оное Исаино пророчество Исаии гл. 7. ст. 14. Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил. Зачатие Сына Божия было чрезъестественно и безпорочно: ибо истинна самая требовала, дабы тот, который пришел очистить грехи всего мира, был сам отлучен от грешник. Евр. гл. 7. ст. 26. Надобно было Сыну Божию стать человеком, 1) Чтоб Отец Небесный с ним яко Ходатаем и споручником нашим не иначе в деле искупления поступил, разве как бы то сам был человек грешник, котораго он на себе образ принял: а сие невозможно было не приняв на себе человечества. Неведевшаго греха, пишется 2. Корин. гл. 5. ст. 21. По нем грех сотвори, да мы будем правда Божия о нем. 2) Дабы видимым с нами обращением удобнее нас привлечь к себе и пред самыя наши чувства представить волю Небеснаго Отца и путь спасения. Сие означает сам Спаситель. Иоан. гл. 15. ст. 15. Не к тому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам. 3) Чтоб закон совершенно исполнить, а тем не токмо наше закона неисполнение прикрыть, но и свою святейшую жизнь оставить нам вместо правила всех наших действий, и которой для спасения своего последовать мы должны. Что также не могло быть без приятия образа человеческаго. О сем так учит с. писание. Галат. гл. 4. ст. 4. Посла Бог Сына своего единороднаго раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит. 4) Чтоб мог умереть и смертию своею удовлетворив правосудию Божию нас избавить от заслуженнаго нами наказания и снискать вечную жизнь, по оному Евр. гл. 2. ст. 14. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе. Сии суть главнейшия причины воплощения Сына Божия. Воплощение сие случилось по прошествии несколько веков после падения перваго человека. Не соблаговолил Божественный Ходатай наш тотчас по падении явиться во плоти на земли, но сперва предуготовил себе путь чрез закон естественный и писменный, чрез Пророков, чрез различныя беззаконников наказания, чрез щедрыя праведных награждения, а большия еще обещания: но как со всем тем к падению своему клонился человеческий род и зло греховное разливалося по всей вселенной, и никакой надежды ко спасению, как только с стороны Божией, не оставалось; тогда уже, по исполнении определеннаго тайным советом Божиим времени, многочастне и многообразне древле глаголавый Бог Отцем во Пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне. Евр. гл. 1. ст. 1. Сие по нескольких веках случившееся Спасителево пришествие ни малаго не зделало вреда во спасении избранным и святым Божиим, кои жили прежде пришествия его. Ибо как мы веруем в пришедшаго, так они веровали в будущаго Избавителя. Их вера по существу своему от нашей не различествовала. В вере свидетельствовани быша вси древнии. Евр. гл. 11. ст. 2. и Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки. Евр. гл. 13. ст. 8. И для того с. Павел Авраама не только называет верующим, но и в пример представляет всем тем, кои верою хотят оправдиться. Рим. гл. 4. ст. 16.

Иисус Христос есть едино лице в двух естествах.

в) В воплощении Сына Божия удивительнейшим и неизглаголанным образом соединилось человеческое естество с Божественным; а из соединения сих двух естеств составилось едино Божественное лице или особа, Богочеловек, Христос. Ибо не два, но един Христос, той же Сын Божий и Сын Мариин. Когда стал быть человеком, не перестал быть Богом: пребывает истинный Бог и истинный человек. Хотя два во едином Христе естества и соединились, но не смешались, и обоих естеств воли, хотения и действия остались целы и неслиянны. Почему, когда в с. писании слышим, что Христос о себе говорит, что часа последняго дня не знает, Марк. гл. 13. ст. 38. Что Отец больше его, Иоан. гл. 14. ст. 28. что он молитвы приносил к могущему спасти его от смерти, Евр. гл. 5. ст. 7. что пострадал и умер: сие и подобное до человечества его, а не до Божества относить надобно. Что Христос есть истинный человек, о том ясно пишется, Евр. гл. 2. ст. 14. Понеже дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися тех же. А о Божестве его между прочим свидетельствует святый Павел. Рим. гл. 9. ст. 5. От них Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки Аминь. и I. Тим. гл. 3. ст. 16. Велия есть благочестия Тайна, Бог явися во плоти. С самаго времени воплощения Сына Божия начало ему приличествовать сие Августейшее имя Христос или Мессиа. Оба сии имена значат одно, то есть, помазанника. В ветхом завете помазаны были Цари, и Священники и Пророки. Сие помазание во первых означало избрание Божие. Второе чрез оное, яко чрез видимое знамение, подаваемы были помазуемым духовныя силы к достойному прохождению должности. Сын Божий приняв плоть, все сии принял на себя должности, и стал купно наш Царь, всемогущею силою своею управляющий церковь и от врагов ее защищающий. По оному Лук. гл. 1. ст. 32. даст ему Господь Бог Престол Давида Отца его, и воцарится в дому Иаковли во веки и царствию его не будет конца. Священник жертвою смерти своея за нас умилостивляющий Бога, по оному Евр. гл. 5. ст. 6. Ты еси Священник во век по чину Мелхиседекову. И Пророк волю Божию нам открывающий, по оному Деян. гл. 3. ст. 22. Пророка вам воздвигнет Господь Бог наш от братии вашея, яко мене, того послушайте по всему, елика аще речет вам. На сии должности помазан Сын Божий; помазан же не вещественным миром, но самим Духом Святым, как-то он сам о себе засвидетельствовал Лук. гл. 4. ст. 18. Дух Господень на мне, его же ради помаза мя. И для сего-то называется он Христос. От сего имени верующие в него называются Христиане. Принял еще Спаситель по рождении своем и обрезании другое имя Иисус, которое значит Спаситель, по толкованию самаго Ангела. Матф. гл. 1. ст. 21.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.